Ольга Шмайкина: «Художники рисуют маслом, акварелью — химики же рисуют реактивами»Республиканский конкурс “100 идей для Беларуси” ищет талантливых и неравнодушных людей, способных предложить что-то новое, свежее, что было бы полезно обществу. И такие есть среди нас. Ольга Шмайкина, учитель химии ГУО «Средняя школа № 2 г. Черикова», решила представить свой проект и не прогадала. Он вышел на республику, заняв второе место.

В любой воде содержится аммоний — вещество, образующееся при распаде органических соединений. Его предельно допустимая концентрация равна 2 мг/дм3. Аммоний в количествах, превышающих норму, оказывает губительное влияние на рыб. Человек, съев такую рыбу, рискует получить отравление. Корреспондент «ВЧ» побеседовал с Ольгой Шмайкиной о ее проекте, способном облегчить эту проблему.

— Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. Как он был придуман?

— Я тогда училась на пятом курсе университета, и над проектом мы работали вместе с моим преподавателем химии. Наша идея заключается в создании прибора для исследования поверхностных вод индофенольным методом. С помощью этого метода можно распознать ионы аммония в воде. Но «фишка» не в химических реакциях, а в том, что прибор был сделан из простых вещей, которые найдутся в доме у каждого. Т.к. параллельно я преподавала в школе, писать исследовательскую работу решила с учеником. Выбрала Веронику Малашенко. Сейчас она ученица 9 “А” класса. Девочка собирается связать свою жизнь с химией, и ей было очень интересно принять участие в проекте.

— В каких конкурсах вы представляли свой проект? Пугала ли вас конкуренция?

—Нашим «выходом в свет» стал районный этап, где мы заняли первое место. Весной 2017 года прошел областной этап, в котором нам досталось 2 место. В этом году мы заняли второе место на республиканском этапе. Кроме того, принимали участие в конкурсе исследовательских работ и в конкурсе эколого-биологических работ, а также в республиканском молодежном проекте “100 идей для Беларуси”. Везде прошли на республику. Занимая одно за другим призовые места, мы доказали, что работа действительно стоящая. Но на этом останавливаться нельзя. И пугает не конкуренция, а то, что следующий проект должен быть не менее масштабным. У меня есть кое-какие задумки, но об этом пока рано говорить.

— Как думаете, чем ваш проект покорил жюри?

— Я думаю, дело в том, что он связан с экологией. Сейчас актуальна проблема загрязнения воды, поэтому такие проекты очень нужны. Наш прибор позволяет определить уровень за-грязненности воды ионами аммония, а собрать его может каждый. Это важно и в то же время просто.

— Да, химия это вам не стихи писать или рисовать картины. А можно ли назвать профессию химика творческой?

— Да. Художники рисуют маслом, акварелью — химики же рисуют реактивами. Это не только уравнения и задачи, но и красивейшие, просто великолепные реакции, которые восхищают и завораживают. Мы устраивали такие, когда в школе проходила неделя химии. И дети, и завучи, и директор — все были в восторге!

— Как вы поняли, что химия — это ваше? И чем жертвуют химики?

— Я поняла, что химия мне нравится, благодаря моей учительнице, Марченко Елене Викторовне. Именно она повлияла на мой выбор.

Химики жертвуют здоровьем. На протяжении всей жизни приходится работать с реактивами.  Химия постоянно вокруг тебя, ты вдыхаешь разные пары, руки все время в растворах. Кстати, руки — больная «тема» всех химиков.

Как учитель химии я жертвую временем. Но мне нравится работать с активными учениками, которые любят мой предмет и стараются его понимать. Это вдохновляет.

Ангелина Белая

Поделиться ссылкой: