Вузы Беларуси «перетряхнули»: гуманитариев из технарей убрали, а сроки сократили

Если в Польше готовят бакалавров искусств для творческого сбора клубники, то в Беларуси высшее и среднее специальное образование полностью отвечает вакансиям на рынке труда: нам удалось сбалансировать взрывной спрос на инженеров и предложение от вузов.
Всего за три года было принято два ключевых решения, чтобы направить школьника на путь истинный, он же — технический. Первое — это уход от выпускных экзаменов, которые остались только в 9-м классе; дальше нужно либо идти в колледж, либо выбирать профиль и серьезно готовиться к поступлению в вуз. Как следствие, сегодня в колледжи уходит примерно 50% девятиклассников, в то время как раньше таких была четверть. А рабочие специальности всегда самые востребованные в экономике.
Для тех же, кто идет в старшие классы, было принято второе решение — максимально уйти от ЦТ, где это возможно, и тем самым повысить привлекательность специальностей, которые нужны рынку, но на которые неохотно идут на общих основаниях.

Поэтому сегодня для поступления в вуз есть три траектории. Олимпиадник, медалист и выпускник профкласса с высокими оценками поступают без экзаменов, но, разумеется, туда, куда нужно государству, в основном это инженерный, педагогический и сельскохозяйственный профили. Целевик послабее сдает устный экзамен по заранее известным вопросам (это самая простая форма поступления), но при этом заключает длительный договор с предприятием, где будет работать. Государство знает, что через четыре года в районе N будет закрыта потребность в кадрах и может планировать там, например, стройку жилья. Наконец, как и ранее, на общих основаниях можно сдать два ЦЭ (вместо школьных экзаменов, которые учителя давали списать, закрывшись газетами) и одно ЦТ, и поступить по конкурсу.
Но и в последнем случае государство тоже поставило рамку: поступил, куда взяли, потом работаю, кем взяли — больше такого не будет. Раньше этому способствовала сдача четырех ЦТ: например, русский, математика, английский и физика давали разброс от юрфака до физфака. Понятно, что государство слабо понимало, куда пойдет такой абитуриент (равно как и он сам), поэтому ныне сдается только три экзамена, а значит, растет и мотивация старшеклассника — он выбирает самый перспективный вариант и готовится именно к нему, а не поступает, «куда пройду».

Правила те же, спрос выше
Сразу скажем, что никаких процедурных изменений во вступительной кампании этого года нет. Правила остаются прежними, единственное, на 500 мест увеличен бюджетный набор в вузы и на 2500 мест — в колледжи.
Еще из новшеств: ожидается, что в этом году более 2600 абитуриентов стране дадут инженерные классы, причем без экзаменов дети смогут поступить не только на промышленные специальности, но и на педагогические научного профиля. Соответственно, будет меняться баланс проходных баллов, и следующая возрастная группа еще охотнее пойдет в инженерные классы, чтобы попасть на престижные специальности простым путем — так профилизация будет усиливаться, а значит, будет происходить закрепление человека в профессии буквально со школьной скамьи.

По расчетам, стране необходима цифра в 25% инженеров от общего количества специальностей, и этот процент уже достигнут. Увеличивать его не планируют, так что баланс соблюден.
Еще 10% от общего количества студентов составляют педагоги (это будущие кадры для системы), около 8% — медики, примерно столько же — сельскохозяйственные специалисты, то есть закрыты все критические потребности рынка.
Скептики скажут: так технари все равно уедут, например, в Россию. Отвечаем: по внутренним данным, 85% олимпиадников (а это цвет образовательной системы) сейчас остаются в стране. Для остальных 15% предусмотрена интеграция с такими ведущими вузами России, как МФТИ (для БГУ) и МГТУ имени Баумана (для БНТУ). Можно учиться по общей программе, как у нас, так и в России, а потом получить два равноценных диплома. Задумка в том, чтобы использовать потенциал наших коллег, но ребят все-таки оставлять в Беларуси.

А чтобы олимпиадников становилось больше с каждым годом, в 18 технических вузах страны созданы инженерные центры для школьников, а по всей республике — более 170 инженерно-технических центров на базе школ, где могут заниматься дети со всего района. Замыкает эту работу Национальный детский технопарк, а курируют вузы, чтобы талантливый ребенок по цепочке плавно переходил из центра в школе в технопарк, а далее в университет к любимой специальности. Опять же, можно поступить без экзаменов по рекомендации Совета технопарка.
Как «перетряхнули» вузы
Однако направить ребенка в вуз — полдела. Надо, чтобы в вузе тоже был порядок, поэтому Президент недавно поставил задачу тотальной ревизии «вышки». В итоге, самое главное, была убрана непрофильная подготовка, то есть из технических вузов исключили гуманитарные специальности и наоборот. При этом ни одна специальность не была закрыта, а в этом году еще и появится около 60 новых, и все они — по запросу экономики.
Еще одно пожелание Президента — сокращение сроков, но без ущерба качеству. В отличие от ЕС мы не замораживаем «вечных студентов» в вузе на 10-15 лет, а, наоборот, ждем от них быстрой отдачи. Например, в этом году предусмотрено, что 8,5 тысячи выпускников ссузов смогут поступить на высшее заочное в сокращенной форме. Это означает, что примерно по 2/3 заочных специальностей будет организована интеграция, которая позволит после колледжа выйти на более краткие сроки «вышки» — обычно это полгода-год сокращения вместо полных 3-4 лет. Что, опять же, не закрывает вход в вуз, если по вашей специальности нет интеграции — как и ранее, из ссуза можно поступить на обычную «заочку».

Собственно, сами вузы тоже ориентируют студента на практику, и как можно раньше.
В рамках пятилетки университеты в регионах стали головными организациями для крупных региональных предприятий, запланированы своего рода «студенческие КБ» во всех инженерных вузах, где студенческий коллектив получит не только практическую задачу, но и оплату заказа от предприятия.
По задумке, студент уже на старшем курсе будет понимать, что надо конкретному заводу, еще это постоянный приток молодежи в науку и внедрение разработок на уровне молодых ученых.
Опять же, скептики спросят: не отстали ли мы и не нужно ли срочно изучать, например, ИИ? Отвечаем: новых предметов в школе не будет, но ИИ-разработки сами по себе уже стали частью образования, как когда-то в него вошли телефоны и компьютеры. Другой вопрос, что учителю нужны рекомендации, как это все использовать во благо — и прямо сейчас по республике обобщается практика и готовится единый документ для учителя по ИИ. А вот в вузах ИИ уже стал фишкой многих специальностей, где, опять же, сами технические решения он не предлагает, но отдельные операции позволяет оптимизировать и упростить.
Свое и чужое
Что же касается школьников, то главное (и единственное) предметное новшество — это история Беларуси, которая теперь вписана в контексте всемирной истории, а не преподается в виде двух разных предметов. В 10-11-х классах теперь изучается общая картина, как процессы на наших землях были связаны с мировыми событиями. Опять же, для того чтобы учиться мыслить аналитически, сопоставлять факты, а не брать готовые ответы из Гугла либо выучить «две разные истории» и не понимать причинно-следственных связей.
Если у кого-то еще остались сомнения, что, например, в Польше учат лучше, то в Беларуси можно признать польский диплом… Но для этого надо сначала сопоставить списки дисциплин, которые преподаются у нас и у них.
Так вот знайте: практически любая специальность в Польше включает на 50% меньше дисциплин, чем аналогичная специальность в Беларуси.
По факту проще отучиться заново, чем признать у нас польский диплом, а еще советуем посмотреть фильмы типа «Чужого неба» про эмиграцию, где выбор иностранного образования часто становится фатальным решением и ведет к потере нескольких лет жизни и социальной неустроенности.
За то время, пока некоторые будут есть гречку с водой, чтобы стать бакалавром свободных искусств, их сверстники женятся, построят квартиры и будут работать по любимой специальности, а все те же некоторые еще только будут искать себя на западном рынке труда. Где, в отличие от Беларуси, молодого человека с дипломом без опыта никто не ждет на первом рабочем месте.