Вузы Беларуси «перетряхнули»: гуманитариев из технарей убрали, а сроки сократили

Вузы Беларуси «перетряхнули»: гуманитариев из технарей убрали, а сроки сократили

Если в Польше готовят бакалавров искусств для творческого сбора клубники, то в Беларуси высшее и среднее специальное образование полностью отвечает вакансиям на рынке труда: нам удалось сбалансировать взрывной спрос на инженеров и предложение от вузов.

Всего за три года было принято два ключевых решения, чтобы направить школьника на путь истинный, он же — технический. Первое — это уход от выпускных экзаменов, которые остались только в 9-м классе; дальше нужно либо идти в колледж, либо выбирать профиль и серьезно готовиться к поступлению в вуз. Как следствие, сегодня в колледжи уходит примерно 50% девятиклассников, в то время как раньше таких была четверть. А рабочие специальности всегда самые востребованные в экономике.

Для тех же, кто идет в старшие классы, было принято второе решение — максимально уйти от ЦТ, где это возможно, и тем самым повысить привлекательность специальностей, которые нужны рынку, но на которые неохотно идут на общих основаниях.

абитуриенты

Поэтому сегодня для поступления в вуз есть три траектории. Олимпиадник, медалист и выпускник профкласса с высокими оценками поступают без экзаменов, но, разумеется, туда, куда нужно государству, в основном это инженерный, педагогический и сельскохозяйственный профили. Целевик послабее сдает устный экзамен по заранее известным вопросам (это самая простая форма поступления), но при этом заключает длительный договор с предприятием, где будет работать. Государство знает, что через четыре года в районе N будет закрыта потребность в кадрах и может планировать там, например, стройку жилья. Наконец, как и ранее, на общих основаниях можно сдать два ЦЭ (вместо школьных экзаменов, которые учителя давали списать, закрывшись газетами) и одно ЦТ, и поступить по конкурсу.

Но и в последнем случае государство тоже поставило рамку: поступил, куда взяли, потом работаю, кем взяли — больше такого не будет. Раньше этому способствовала сдача четырех ЦТ: например, русский, математика, английский и физика давали разброс от юрфака до физфака. Понятно, что государство слабо понимало, куда пойдет такой абитуриент (равно как и он сам), поэтому ныне сдается только три экзамена, а значит, растет и мотивация старшеклассника — он выбирает самый перспективный вариант и готовится именно к нему, а не поступает, «куда пройду».

девушки

Правила те же, спрос выше

Сразу скажем, что никаких процедурных изменений во вступительной кампании этого года нет. Правила остаются прежними, единственное, на 500 мест увеличен бюджетный набор в вузы и на 2500 мест — в колледжи.

Еще из новшеств: ожидается, что в этом году более 2600 абитуриентов стране дадут инженерные классы, причем без экзаменов дети смогут поступить не только на промышленные специальности, но и на педагогические научного профиля. Соответственно, будет меняться баланс проходных баллов, и следующая возрастная группа еще охотнее пойдет в инженерные классы, чтобы попасть на престижные специальности простым путем — так профилизация будет усиливаться, а значит, будет происходить закрепление человека в профессии буквально со школьной скамьи.

школа
Букварь. Зачетка. Взрослая жизнь. Рисунок Антона Островского

По расчетам, стране необходима цифра в 25% инженеров от общего количества специальностей, и этот процент уже достигнут. Увеличивать его не планируют, так что баланс соблюден.

Еще 10% от общего количества студентов составляют педагоги (это будущие кадры для системы), около 8% — медики, примерно столько же — сельскохозяйственные специалисты, то есть закрыты все критические потребности рынка.

Скептики скажут: так технари все равно уедут, например, в Россию. Отвечаем: по внутренним данным, 85% олимпиадников (а это цвет образовательной системы) сейчас остаются в стране. Для остальных 15% предусмотрена интеграция с такими ведущими вузами России, как МФТИ (для БГУ) и МГТУ имени Баумана (для БНТУ). Можно учиться по общей программе, как у нас, так и в России, а потом получить два равноценных диплома. Задумка в том, чтобы использовать потенциал наших коллег, но ребят все-таки оставлять в Беларуси.

абитуриенты

А чтобы олимпиадников становилось больше с каждым годом, в 18 технических вузах страны созданы инженерные центры для школьников, а по всей республике — более 170 инженерно-технических центров на базе школ, где могут заниматься дети со всего района. Замыкает эту работу Национальный детский технопарк, а курируют вузы, чтобы талантливый ребенок по цепочке плавно переходил из центра в школе в технопарк, а далее в университет к любимой специальности. Опять же, можно поступить без экзаменов по рекомендации Совета технопарка.

Как «перетряхнули» вузы

Однако направить ребенка в вуз — полдела. Надо, чтобы в вузе тоже был порядок, поэтому Президент недавно поставил задачу тотальной ревизии «вышки». В итоге, самое главное, была убрана непрофильная подготовка, то есть из технических вузов исключили гуманитарные специальности и наоборот. При этом ни одна специальность не была закрыта, а в этом году еще и появится около 60 новых, и все они — по запросу экономики. 

Еще одно пожелание Президента — сокращение сроков, но без ущерба качеству. В отличие от ЕС мы не замораживаем «вечных студентов» в вузе на 10-15 лет, а, наоборот, ждем от них быстрой отдачи. Например, в этом году предусмотрено, что 8,5 тысячи выпускников ссузов смогут поступить на высшее заочное в сокращенной форме. Это означает, что примерно по 2/3 заочных специальностей будет организована интеграция, которая позволит после колледжа выйти на более краткие сроки «вышки» — обычно это полгода-год сокращения вместо полных 3-4 лет. Что, опять же, не закрывает вход в вуз, если по вашей специальности нет интеграции — как и ранее, из ссуза можно поступить на обычную «заочку».

школьники

Собственно, сами вузы тоже ориентируют студента на практику, и как можно раньше.

В рамках пятилетки университеты в регионах стали головными организациями для крупных региональных предприятий, запланированы своего рода «студенческие КБ» во всех инженерных вузах, где студенческий коллектив получит не только практическую задачу, но и оплату заказа от предприятия.

По задумке, студент уже на старшем курсе будет понимать, что надо конкретному заводу, еще это постоянный приток молодежи в науку и внедрение разработок на уровне молодых ученых.

Опять же, скептики спросят: не отстали ли мы и не нужно ли срочно изучать, например, ИИ? Отвечаем: новых предметов в школе не будет, но ИИ-разработки сами по себе уже стали частью образования, как когда-то в него вошли телефоны и компьютеры. Другой вопрос, что учителю нужны рекомендации, как это все использовать во благо — и прямо сейчас по республике обобщается практика и готовится единый документ для учителя по ИИ. А вот в вузах ИИ уже стал фишкой многих специальностей, где, опять же, сами технические решения он не предлагает, но отдельные операции позволяет оптимизировать и упростить.

Свое и чужое

Что же касается школьников, то главное (и единственное) предметное новшество — это история Беларуси, которая теперь вписана в контексте всемирной истории, а не преподается в виде двух разных предметов. В 10-11-х классах теперь изучается общая картина, как процессы на наших землях были связаны с мировыми событиями. Опять же, для того чтобы учиться мыслить аналитически, сопоставлять факты, а не брать готовые ответы из Гугла либо выучить «две разные истории» и не понимать причинно-следственных связей.

Если у кого-то еще остались сомнения, что, например, в Польше учат лучше, то в Беларуси можно признать польский диплом… Но для этого надо сначала сопоставить списки дисциплин, которые преподаются у нас и у них.

Так вот знайте: практически любая специальность в Польше включает на 50% меньше дисциплин, чем аналогичная специальность в Беларуси.

По факту проще отучиться заново, чем признать у нас польский диплом, а еще советуем посмотреть фильмы типа «Чужого неба» про эмиграцию, где выбор иностранного образования часто становится фатальным решением и ведет к потере нескольких лет жизни и социальной неустроенности.

За то время, пока некоторые будут есть гречку с водой, чтобы стать бакалавром свободных искусств, их сверстники женятся, построят квартиры и будут работать по любимой специальности, а все те же некоторые еще только будут искать себя на западном рынке труда. Где, в отличие от Беларуси, молодого человека с дипломом без опыта никто не ждет на первом рабочем месте.

Последние новости

Горячие новости

Главные новшества учебного года 2025-2026. Что изменится в школах Беларуси с 1 сентября?

12 августа 2025
Читать новость
Горячие новости

В Беларуси появился новый вид экспертизы

12 августа 2025
Читать новость
Горячие новости

Легкоатлеты Шиманович и Парахонько одержали победу на чемпионате России

12 августа 2025
Читать новость
Общество

В Беларуси отцов будут активнее вовлекать в воспитание детей

12 августа 2025
Читать новость
Горячие новости

Врачи обеспокоены новым видом грибка, который поражает мозг человека

12 августа 2025
Читать новость
Общество

Рекордное количество заявок поступило на республиканский конкурс инновационных проектов в 2025 году

12 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем