Владимир Прудников: «Изделия из дерева, та же мебель – никогда не выйдут из моды и всегда будут украшением дома»
Сейчас, пожалуй, найти мастера, который с деревом на «ты» довольно сложно: то ли этот вид деятельности проблемно освоить, то ли поиск необходимого материала для работы затруднителен. Можно полностью согласиться с выражением, что, если чего-то хочешь достичь, то ищешь возможности, если же не хочешь, находишь причины.
Владимир Прудников (на снимке) из деревни Холоблин нигде не обучался резьбе по дереву, но поставил перед собой цель – научиться, и занялся делом. Для начала приобрел необходимые инструменты, затем появился станок. Мастеру потребовалось и помещение, где он мог бы спокойно пилить, точить и шлифовать. Под мастерскую Владимир Михайлович приспособил пустующий гараж во дворе дома его матери. Там же сделал и печь, чтобы зимой работать в тепле.
– Все я освоил с нуля,– говорит Владимир Прудников,– понемногу, шаг за шагом пробовал свои силы. Начинал с небольших поделок, экспериментировал с обработкой, различными пропитками и лаками. Можно сказать, все, что я умею и могу, достиг сам своим трудом и практикой.
Экспериментировал мастер и с породами деревьев, для себя отметив отличные качества дуба, ясеня и других «твердых» пород древесины.
– Где я беру материалы? — уточняет вопрос Владимир Михайлович, — да из отходов. К примеру, привезли мне дрова, и я уже сортирую себе на то, что будет сожжено в печи и то, из чего буду резать и пилить. Видите мои заготовки, – мастер показал на сложенные стопочкой возле стены деревянные кругляши и обрезки. — Вот это все я планирую пустить в дело – что на топорища, что на домашние поделки. Ведь по большому счету я и хотел освоить этот вид деятельности для себя, чтобы украшать свой дом различными деревянными изделиями, мебелью.
К слову, мастеру было под силу освоить и изготовление табуреток. Методом проб и ошибок он нашел свои оптимальные способы изготовления фигурных ножек будущей мебели с возможностью соединения воедино всех деталей будущего изделия.
– В сборке мебели я не использую никаких ни шурупов, ни гвоздей,– отмечает Владимир Прудников,– считаю, что в работе с деревом это недопустимо. Дерево должно соединяться только деревянными элементами, как в старину. Все, что делали старые мастера, мне видится наиболее правильным. Ведь дерево не любит, чтобы его ковыряли гвоздями, они его просто повреждают.
Владимир Михайлович использует в своей работе для соединения частей будущего домашнего предмета обихода только шканты и клеи для столярных работ. Также мастер делает упор в своих работах. Как сам отмечает, лучше с изделием повозиться, чем сделать некондицию.
– Первые мои работы – топорища, —вспоминает Владимир Михайлович, – Стали меня просить изготовить сломанную деревянную часть топора то одни знакомые, то другие. Я не отказывал, брался помочь им. Но меня удивило то, что топорища, которые нужно было заменить, были просто в ужасном состоянии: сделаны были абы как, с зазубринами, неотшлифованные… Разве можно таким топором работать? Все руки будут в мозолях и скабках. Вот каким должно быть топорище,– мастер показал свою последнюю работу: идеально выполненная рукоятка с изгибами под захват руки, отполированная до идеальной гладкости.
Действительно, инструмент с таким топорищем не натрет мозоли на руке работника, и трудиться ему будет в радость.
К слову, Владимир Прудников не привык сидеть без дела, и сейчас, когда у него больше свободного времени для вдохновения и его воплощения, и тогда, когда трудился официально. В его послужном списке – работа на Кричевском цемзаводе, затем в доме ремесел Чериковского отдела культуры, где он изготавливал различные малые архитектурные формы и изделия, принимал активное участие в различных инициативах и задумках. Для агрогородка Речица изготовил декоративные постройки – домики, которые и сейчас украшают этот населенный пункт.
Однажды Владимир Михайлович решил работать на себя, да и супруге Елене нужна помощь по хозяйству. Зарабатывают на жизнь ведением домашнего подворья, остается еще и время на любимое хобби. Последняя работа мастера — комплект столик, табурет и стульчик для любимого внука Влада (на снимке), в который он вложил все свои вдохновение, знания, умение, навыки. Видно, с какими любвью и заботой сделана предназначенная для малыша мебель.
Стоит отметить, что мастер обучил всему, что знает сам, и своего сына Ивана, который охотно освоил дело отца, и может даже с ним сейчас посоревноваться в мастерстве.
– Это нужные для жизни навыки,– отмечает Владимир Прудников,– всегда будешь знать, как самому отремонтировать сломанное или со стамеской в руках и другими резаками по дереву изготовить нужную вещь для дома, а если вплотную подойти к этому делу, то и у кого-то это может стать хорошим заработком. Дело требует, конечно, помимо знаний и умений, большого терпения, усидчивости, рассудительности. Спешка в работе – только помеха, лучше все делать медленно, но качественно, не оставив без внимания ни один участок поверхности изделия. Поэтому конвейерная работа не для меня, лучше я сделаю один табурет, но так, что я сам буду доволен тем, что получилось. А изделия из дерева, та же мебель – никогда не выйдут из моды и всегда будут украшением дома.
Олеся Панимаева