Подростковый возраст. Как правильно прожить его вместе с ребенком?

Подростковый возраст.  Как правильно прожить его вместе с ребенком?

Каждый родитель втайне надеется: может, у моего сына и дочери не будет подросткового кризиса? Может, у нас все пройдет гладко? Но психологи уверяют: будет, обязательно будет со всеми. Это – норма. Если кризиса нет – это не норма.

Биологической подоплекой того, что происходит с человеком в этом возрасте, является завершение созревания структур мозга и «включение» новых центров эндокринной системы.
К подростковому периоду родителям лучше подготовиться заранее, чтобы потом неожиданно для себя не столкнуться с проблемой подростковой преступности. В теме подросткового возраста и преступности разбираемся с Надеждой Сараевой, государственным медицинским судебным экспертом-психологом управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.

Кто такие подростки?
— Возрастные границы подросткового периода достаточно подвижны, мы не можем четко сказать, что с 12 до 16 лет — это подростковый возраст, иногда он может «случиться» с 11 до 15 или с 13 до 17.
В большинстве случаев подростковый возраст начинается в 5-6 классе. Часто для родителей первое проявление взросления касается непослушания детей без всякой причины: сын или дочь начинает возражать, спорить, настаивать на своем, кричать и злиться. Как только такие проявления становятся повторяющимися — это сигнал, что ребенок достаточно созрел, чтобы «вылупиться» из рамок тотальной родительской опеки. В детской психологии такое поведение подростков называется реакцией эмансипации. Этот период длится от 1 года до 2 лет. Потом наступает период, когда ребенок уже не спорит, внешне равнодушен к мнению «предков», кажется, что ему становится безразлично мнение родителей. У него в это время появляются новые авторитеты — его сверстники. Это время самой верной дружбы и товарищества в жизни человека. В детской психологии такое поведение подростков называется реакцией группирования.

Основным признаком вступления в подростковый возраст являются новые переживания, которые появляются у подростка, — чувства, что он взрослый, такой же, как все остальные люди.

 

У подростка появляется то, что психологи называют «Я»: переживание того, что он есть уникальный, всемогущий хозяин своей жизни. Другими словами, у человека рождается понимание неповторимости своего «Я». Это «чувство взрослости» может быть иногда окрашено печалью утраты веры в Деда Мороза, в самую красивую маму и самого смелого папу, в самую добрую учительницу. Учиться, чтобы получить хорошую отметку и порадовать маму или посоревноваться со сверстниками, становится неинтересно. Поэтому в шестом классе наблюдается максимальное падение успеваемости.
Для того, чтобы чувство взрослости подростка было источником благополучного разрешения подросткового кризиса, взрослые всех стран и народов стремятся организовать время и место для проявлений самостоятельности и ответственности подрастающего поколения, то есть найти предметы, на которые будет направлено новое переживание своего «Я» у подростка. Подростковый возраст — время секций, кружков, походов, волонтерства, факультативов и т.д. К сожалению, это происходит с подростками не во всех семьях. Иногда родители ограничивают своих детей, не понимая, что удержание в коротких штанишках первоклашки наносит настоящий стресс и даже ущерб личности.

От поиска границ допустимого до нравственного максимализма
— В нашей культуре всем подросткам свойственна такая форма активности как поиск границ допустимого. Методом проб и ошибок подросток в 12-14 лет определяет, что в какой-то конкретной ситуации ему можно, а что — нельзя. И даже — специально, чтобы определиться: во сколько можно прийти домой вечером? Сколько друзей можно привести в дом? и т.д.

Взрослым нужно установить границы допустимого, которые должны быть постоянными и безусловными, не связанными ни с чем.

 

Подростки так же, как и малыши, очень быстро начинают манипулировать взрослыми, если для них не выстроены незыблемые границы. Родителю подростка достаточно сказать: «Я так решил, я за тебя отвечаю».
В советской возрастной психологии изучен такой вид активности подростка, который неминуемо способствовал развитию самостоятельности и ответственности, как общественно-полезная деятельность. Такая деятельность не эгоистична, не направлена на пользу лично «себе любимому» и своим близким, а направлена на пользу всем людям, миру, природе. Бескорыстная деятельность для других позволяет подростку узнать себя, попробовать свои способности в широком мире, узнать свои ресурсы на будущую взрослую жизнь. И главное: такая активность расширяет переживания счастья своего неповторимого «Я» за счет переживания счастья за другие неповторимые «Я».
К подростковому возрасту окончательно формируется интеллект и способность логически мыслить. В отсутствие жизненного опыта, который смягчает ум и превращает интеллект в разум, интеллектуальная сила подростка может порождать бескомпромиссность и резкость оценок себя и других людей, то есть нравственный максимализм.

Как подготовиться?

Родителям готовиться к подростковому периоду нужно не в младшем школьном возрасте, а еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Личности в подростковом возрасте пригодятся «наработки» дошкольного детства. Подростки проявляют ту степень смелости, самостоятельности, ответственности, которую они развили в детском саду. Поэтому, чтобы в подростковом возрасте было меньше проблем, нужно его воспитывать ребенка прежде всего до школы. Лишение ребенка в дошкольном возрасте свободы играть, фантазировать, стремление раньше 1 класса начать систематическое обучение откликается через несколько лет неумением проявлять себя и отвечать за свое поведение.

«Огрехи» детства проявляются нарушениями дисциплины и правонарушениями у подростков.

Ребенок должен видеть общество, огромный мир людей рядом и вокруг себя и понимать, что он — часть этого мира, своего города и страны. Тогда он и сможет научиться любить и уважать это общество.
Среди подростков очень ценится то, что они умеют делать своими руками: надеть на велосипед цепь, испечь пирог и так далее. То есть родителям нужно озаботиться примерно с класса 3-го, чтобы их дети обладали какими-то ручными умениями.
К подростковому возрасту верность своему слову, крепость дружбы, защита слабых, тактичность в выражении своих чувств должны быть безусловными аксиомами для подростка. Сформировать такие аксиомы в душе подростка без длительного личного примера родителей и воспитателей невозможно.

Главное — общение со сверстниками
Главным видом активности для подростков, необходимым им как воздух и вода, является общение со сверстниками.

Лишенный или ограниченный в общении со сверстниками подросток не может сравнить себя с другими, не может научиться разбираться в своих чувствах и желаниях, то есть не может научиться сам себя изменять и руководить собой.

Происходит задержка в психическом развитии личности, приводящая к незрелому и безответственному поведению в настоящем и к психическим травмам в будущей взрослой жизни.
Родителям подростков необходимо организовывать среду общения для своих детей, находясь в курсе и в гуще событий их жизни. Ни в коем случае не высказывать презрение и высокомерие по отношению к чувствам подростка, уважать и охранять близость между ними и самим стать более откровенными, рассказывать о своих проблемах, победах, трудностях. Если раньше ребенка берегли от каких-то «взрослых» проблем, то теперь подростку нужно объяснять сложность ситуаций и решений человека.
В подростковом возрасте развитие личности заключается в том, чтобы от каких-то сиюминутных и приятных действий переходить к длительным и отчасти даже неприятным.
На сегодняшний день занятия спортом — это идеальный тренажер личности подростка, развития его воли и ответственности.

Психологические причины подростковой преступности

Упрощенное представление подростков о самом себе и окружающем мире является всегда одной из психологических причин подростковой преступности.

Однако в последние несколько лет появились и новые виды преступности, связанные с использованием Интернета, электронных средств связи, чужих банковских карточек.
У подростков зачастую отсутствует представление о том, что счет банковской карточки, личный аккаунт в соцсетях — это точно такое же чье-то личное, как и велосипед, рюкзак, телефон и т.д. Те профилактические мероприятия, которые могут провести родители, должны отрабатываться на конкретных внутрисемейных видах активности. Допустим, у мамы есть аккаунт в «Фэйсбук», и она может говорить своему ребенку: «Это я тебе не покажу», давая понять границы личного. Нужно дать почувствовать подростку, что в виртуальном мире тоже есть чужое и не твое. С незрелостью представления о собственности связан и второй вид распространенных правонарушений и преступлений — когда подросток присваивает себе «ничье»: найденный кошелек, телефон, банковскую карточку, металлолом и т.д. Здесь, возможно, хотя бы частично проблему решили бы уроки основ юридической грамотности в школах, где бы ученикам разъясняли, что такое собственность, имущество, как это защищать…

Вторая причина всплеска правонарушений в этом возрасте связана с включенностью подростка в группу.

В подростковой группе распределяются роли, есть лидеры, а необходимость подчиниться человеку для того, чтобы остаться в этой группе, иногда влечет за собой правонарушение: все пошли, а я не мог не пойти, чтобы не испортить отношения со своими друзьями. Я всегда спрашиваю у подростка: «Понимаешь, что сделал ошибку — вы совершили серию краж?» «Да, — говорит, — понимаю». «А что следующий раз будешь делать?» «Не пойду!» И я говорю подростку: «Так в жизни не бывает. Ты лучше придумай, что ты вместо преступления сделаешь». И точно также в родительском воспитании. Не ограничиваясь запретами, необходимо направлять детей на достижение успеха, а не на избегание неуспеха. Иногда подростки уже как взрослые люди говорят мне: «Все понял, в следующий раз не просто не пойду сам, а другу дам оплеуху и уведу его оттуда». То есть берут ответственность не только за себя, но и за своего ближайшего друга.
С неизбежностью и мудростью мы должны принять, что все подростки, как и все люди вообще, внушаемы, подчиняемы авторитетам, совершают ошибки.

Родительские установки
Есть такое мнение, что в неполных неблагополучных семьях вырастают потенциальные преступники. Это мнение основано на старых исследованиях, в настоящий момент лично я по своей работе такого не вижу. Скорее, подростковая преступность охватывает семьи очень благополучные и очень неблагополучные. В очень неблагополучных семьях подросток нечестно заработанные деньги отдает маме или тратит себе на одежду, в очень благополучных — тратит деньги тоже на себя, на друзей, на близких.

Для развития личности подростка важнее уравновешенность самостоятельности подростка и опеки его родителями.

В неблагополучных семьях наблюдаем чаще всего недостаток опеки и ухода, а в благополучных — слишком много опеки и ухода: у ребенка «все есть», и он этого не ценит.
На экспертизе мы имеем дело не столько с социальными признаками неблагополучия, сколько с признаками психологического неблагополучия подростка в семье. Оно возникает из-за вредных родительских установок, например: незрелость родительских чувств и как следствие безответственное отношение к материнству и отцовству, стремление сделать из сына/дочери своих слуг, шутов и как следствие «дрессировка» вместо родительской любви, приписывание своим детям собственных недостатков и борьба с этими недостатками…
Подростковый период закончится обязательно, — это хорошая новость для родителей. Он закончится, когда подросток впервые серьезно полюбит другого человека. Но пока подростковый кризис в разгаре, два- четыре года в жизни человека это — поиск себя, самовоспитание через зеркало отношений с друзьями, выстраивание своих жизненных перспектив в рамках жизни и снисходительное отношение к «этим ограниченным» взрослым. У современных подростков появятся новые цели, новые профессии, новые виды спорта, новые перспективы. Можем ли мы им указать, что конкретно им надо будет делать в новом мире? Нет, мы как родители и воспитатели можем только подсказать, как достигать своих целей и оставаться счастливыми, а что делать — они выберут сами.

Подготовила Ирина Рачковская, официальный представитель УГКСЭ по Могилевской области.

 

Последние новости

Общество

Теплые выходные и похолодание на следующей неделе прогнозируют белорусские синоптики

2 мая 2024
Общество

Белорусская партия “Белая Русь” запускает просветительский проект “Время сильных”

2 мая 2024
Сельское хозяйство

Яровые культуры в Беларуси посеяны на более чем половине площадей

2 мая 2024
Общество

ГАИ проводит республиканскую профилактическую акцию “Мотоциклист”

2 мая 2024
Происшествия

Группа мошенников в Могилевской области незаконно получила более Br550 тыс. страховых выплат

2 мая 2024
80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Молодежный парламент запустил интеллектуальную викторину на тему истории ВОВ

2 мая 2024
Общество

Последние дни земной жизни Христа. Какие события вспоминают православные и что происходит в храмах

2 мая 2024
Общество

Мартынюк: качество работы специалистов ЖКХ и строительства напрямую влияет на настроение людей

2 мая 2024
Новости области

Исаченко – депутатам: необходимо выстраивать четкую коммуникацию на всех уровнях

2 мая 2024
Актуально

Помочь, нельзя игнорировать. Очередное заседание СОПОП прошло в Черикове

2 мая 2024

Рекомендуем

Новости области

Более 6 тысяч рублей присвоила продавец в Могилевском районе

19 апреля 2024
Актуально

Работающая молодёжь Чериковского района открывает новые точки на карте Беларуси

25 апреля 2024
Актуально

Жители Чериковского района плодотворно потрудились на республиканском субботнике

20 апреля 2024
Актуально

Пересмотреть жизненные ориентиры: в Черикове прошло заседание СОПОП

19 апреля 2024
Фотофакт

Специалист назвал вредные для сна позы

19 апреля 2024
Актуально

На Чериковщине прошел митинг, посвященный памяти о трагедии на ЧАЭС

26 апреля 2024
Актуально

Сотрудники прокуратуры Чериковского района, районного отдела Следственного комитета и активисты районной ветеранской организации приняли участие в республиканской акции «Аднавім лясы разам»

19 апреля 2024
Актуально

Урок памяти «Черный ветер» провели с средней школе №2 г.Черикова в преддверии годовщины катастрофы на ЧАЭС

24 апреля 2024