Отец Николай : «Жизнь священника всегда как на ладони»

0
157

Жизнь священника. Что мы знаем о ней? И представляем ли, с чем сталкивается человек, когда осознанно делает выбор в пользу священничества? А главное, почему и как этот выбор случается?
На все эти вопросы мы нашли ответ, побеседовав с благочинным Чериковского округа, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Черикова, протоиереем Николаем Жуком.
Повод для встречи был более чем весомый — в этом году исполнилось ровно 20 лет с того момента, как отец Николай возглавил наш приход.

— Отец Николай, первое, что хотелось бы узнать о Вас: откуда Вы родом, в какой семье выросли, где учились, кем были Ваши родители?
— Родился я 9 августа 1973 года в деревне Рафалов Брагинского района Гомельской области в многодетной семье. Нас было 8 детей. Я был четвертым ребенком. Мои родители Михаил Петрович и Анна Петровна простые люди. Отец был строителем. Мать – домохозяйка. Жили небогато. С раннего детства родители приучали нас к труду. В доме всегда был идеальный порядок. У каждого были свои домашние обязанности. С подросткового возраста я обучался у отца плотническому ремеслу и столярному делу и вместе с ним ходил на подработки, участвовал в ремонте домов. Так с детства я научился ценить труд людей и знать цену деньгам.
В 7 лет я пошел учиться в Иличевскую среднюю школу. А после аварии на Чернобылькой АЭС нашей семье пришлось переехать. Деревня, в которой мы жили, находилась практически на границе с Украиной, неподалеку от Чернобыля. Помню, как вначале лета 1986 года всех детей вывезли в срочном порядке на 3 месяца в санатории и пионерские лагеря практически с минимальным багажом. Тогда нам было интересно и радостно, но на тот момент мы еще не понимали, что в мире произошла страшная трагедия. Домой в родную деревню мы уже не вернулись. Сразу нас переселили в деревню Чкалово Гомельского района Гомельской области. А через два года, в апреле 1988 года, родители купили дом в поселке Жировичи Слонимского района Гродненской области . Наш новый дом был рядом со Свято-Успенским Жировичским монастырем. Мы стали посещать Богослужения в монастыре. По благословению архимандрита Митрофана (Ильина) я стал помогать пономарить и был чтецом у благочинного Ивацевичского церковного округа протоиерея Григория Пилипчука в деревне Бытень в Свято-Успенском храме по воскресным и праздничным дням. К слову, все мои братья и сестры посвятили свою жизнь Богу.
В 1990 году я окончил Жировичскую среднюю школу. Сразу после школы работал с отцом в столярном цеху Жировичского монастыря.
— Действительно, живя в таком чудесном месте, как Жировичи, сложно не приобщиться к духовной жизни. Но все же, как Вы пришли к решению связать свою жизнь со служением Богу, церкви, людям?
— Первоисточник моей любви к Богу, церкви и людям — мои родители. Они — глубоко верующие люди. Знакомство с православием прошло задолго до моего приезда в Жировичи. С детства родители водили нас на Богослужение по выходным и праздничным дням в Преображенский храм деревни Селец. Он находился примерно за 6 км от нашего дома. Мы шли туда в любую погоду и время года. Мы послушно и смиренно пребывали на Богослужении в храме, а затем исповедовались, причащались, и довольные, с необычайным чувством радости, шли домой. Снова пешком. Редко когда удавалось на чем-нибудь подъехать. Мне с раннего возраста нравилось пребывать в храме, поэтому помогать священнослужителю мне было в радость. Кстати, мой родной дядя, протоиерей Петр Бухенко, был священником. Постепенно я стал осознавать, что это и мое призвание. Уже по окончании школы принял осознанное решение поступать в Минскую Духовную Семинарию и посвятить свою жизнь служению Богу. Рекомендацию для поступления мне дал протоиерей Григорий Пилипчук.
— С чего начиналась Ваша самостоятельная служба? Кем? Когда? И в целом расскажите о своем пути на избранном поприще.
— 31 октября 1993 года я был рукоположен архиепископом Гомельским и Жлобин-ским Аристархом в диаконы в Свято-Петропавловском Соборе города Гомеля. Служил в храме Успения Божией Матери г. Речица Гомельской области. 5 марта 1994 года был рукоположен в священники.
Служил в разных храмах Гомельской, Полоцкой, Пинской, Могилевской епархий. Священник — человек подневольный, куда направят, там и служит, отказываться нельзя. Наша служба чем-то схожа с военной, только у военных — присяга, а у нас священников — смирение и послушание старшего духовного руководства.
Два года назад было образовано Чериковское благочиние, куда входят храмы Чериковского и Краснопольского районов. 21 сентября 2019 года высокопреосвященнейшим Софронием, архиеписком Могилевским и Мстиславским я был назначен благочинным Чериковского церковного округа.
— В этом году, 1 июля, исполнилось ровно 20 лет с того дня как вы возглавили храм города. За последние годы обитель значительно преобразилась: какие изменения в нем произошли?
— Да, двадцать лет — это немалый срок служения на чериковской земле, я нигде так долго не жил и не служил. Для меня Чериков стал родным городом. Можно сказать второй родиной. Я очень люблю наш храм, поэтому стараюсь, чтобы с каждым годом он благоукрашался. За эти годы сделано немало. Произведен капитальный ремонт основного здания и прилегающих построек, заменены крыша и купола, обустроена территория. Приобретены новый иконостас, паникадило, иконы, церковная утварь. Но главное — это духовное возрождение нашего Чериковского края. Открыты и действуют в районе две новые церкви в агрогородках Езеры (Храм Архистратига Михаила) и Веремейки (Храм Покрова Пресвятой Богородицы). Хочется, чтобы люди чаще приходили на Богослужения, неся в свои дома частичку духовности, воспитывали детей в православной вере.
— Жизнь священника — в чем ее особенности?
—Жизнь священника всегда как на ладони. В первую очередь он должен обладать определенными моральными качествами: силой духа, терпением, стремлением помогать и словом, и делом, любить людей. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий. Не каждый готов к подобным шагам, и совершаться они должны исключительно по велению сердца. Только тогда этот путь становится истинно праведным и благим и вопрос о том, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество — это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.
Жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.
Священник — подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители. Послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой. Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.
Основная задача священника — совершение богослужений и таинств. Но, помимо этого, у прихода как у юридического лица есть широкий спектр организационной деятельности (документооборот, бухгалтерия, учет кадров), в которой священник принимает участие.
Кроме того, в идеале каждый приход ведет просветительскую и социальную деятельность. Организует воскресные школы для детей и взрослых, мероприятия для детей и молодежи, помогает престарелым или одиноким людям. Все эти вопросы ложатся на плечи настоятеля прихода.
Список дел изо дня в день может быть очень разным. Определенные дни в неделю священник начинает с совершения литургии. В эти дни он читает определенные молитвы перед службой и, не позавтракав, едет в храм. Там совершает службу, допустим, до 11 утра, а затем в храме могут быть крещения, отпевания, беседы с прихожанами, кто-то ждет причастия на дому, кто-то просил освятить квартиру. В будние дни священник может посещать больницы, учебные заведения, общественные организации и предприятия, другие приходы. Вечером также в храме может быть богослужение.
Если в этот день у священника нет богослужений, помимо всего вышесказанного, он может готовить статьи для газеты или сайтов, заниматься документацией прихода, воскресной школы, подготовкой мероприятий и многим другим.
— Известно, что Ваш сын Андрей пошел по Вашим стопам. Тоже окончил Минскую духовную семинарию. Это был его осознанный выбор, или Вы помогли ему в самоопределении?
— Мой сын Андрей с раннего детства, как и я в свое время, посещал храм, был пономарем и выполнял различные послушания. На него я возлагал более ответственные поручения, чем на других пономарей, он должен был быть моим помощником и примером для других. Какого-то давления в выборе профессии я не делал. Это был им осознанно сделанный шаг, поэтому после школы поступил в Минскую духовную семинарию. Он успешно ее закончил, а в нынешнем году получил еще образование Минской духовной академии. Я рад и горд, что Андрей пошел по моим стопам. Как важно, когда дети идут по жизни рядом с родителями, не прерывая династию в выборе жизненного пути.
— Почему вера важна для человека? Какое место в жизни должна занимать и почему?
— Вера — это не просто понятие, за которое некоторые люди держатся в трудные времена. Вера является важным элементом всей человеческой жизни на земле. Жизнь драгоценна, но иногда она может быть и чрезвычайно трудной. Вера — это то, что помогает нам пройти, освещая путь во времена тьмы, помогая нам обрести силу во времена слабости. Без веры мы ничто.
Быть верующим или нет — личный выбор. Бог нам предоставляет такую возможность. Только если человек не ищет Бога и не хочет быть с Ним, не стоит Его же потом обвинять во всем. Винить нужно себя.
Вера в Бога помогает жить. Она дает верующему человеку то, что не могут заменить никакие другие учения. Жизнь верующего человека подчинена совсем другим стремлениям, в ней присутствуют совершенно иные жизненные ценности. И это помогает иначе относиться к разнообразным жизненным проблемам.
Вся современная цивилизация построена на удовлетворении потребностей тела, тогда как для верующего человека на первом месте стоит душа. Отсюда и преобладание в его жизни подлинно духовных ценностей – верующий человек никогда не позволит себе подлости, низости, обмана, предательства. Вера помогает ему принимать правильные решения, всегда поступать по совести.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет».
Иногда люди говорят: «Я верю в Бога только в душе и своем сердце». Но этого недостаточно, потому что веру нужно также исповедовать, «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
Человек, который в Бога верует, но веру не исповедует, подобен сыну или дочери, которые своих родителей знают, но за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся.
Веру в Бога исповедуют молитвой, участием в богослужении и церковных таинствах, жизнью по вере, добрыми делами, защитой веры от ее противников и исповеданием веры устами.
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека.
Человек рано или поздно обращается к вере, даже если раньше он был атеистом. Сейчас очень ценится душевное спокойствие. Мы не можем жить спокойно, если наша душа страдает. Бывает так, что человек совершил несколько грехов или просто оступился, принял неправильное решение. На душе у него все это навалилось, словно огромная глыба, которая ему даже вздохнуть спокойно не дает. Придя в церковь, он сможет очиститься от всего плохого и, раскаявшись, начать жить более правильной жизнью. Каждый может оступиться, и мы не вправе осуждать чужие поступки. Порой мы сами не замечаем того, что допустили серьезную ошибку. Нам не нравится, когда нам указывают на наши падения и промахи, зато сами направо и налево критикуем и раздает полезные советы, вмешиваясь в чужую личную жизнь. Мы сами себя объявили судьями, но не хотим, чтобы судили нас. Благодаря вере и церкви в частности, мы можем многое переосмыслить, взглянуть на привычные нам вещи другим, более мудрым и понимающим взглядом.
Именно в храмах и церквях, наступает это святое успокоение. Поэтому, пережив горе или утрату, люди приходят в святыни. Почему же мы обращаемся к церкви только тогда, когда нам плохо, а когда нам хорошо, то напрочь забываем о ней. Наверное, просто в горе мы понимаем всю значимость веры в нашей жизни, осознаем всю свою незначительность в этой суровой жизни. Именно церковь дает нам понять, что все мы смертные, что есть что-то выше нас.
А еще вера помогает понять, что лишь вместе люди смогут переживать все невзгоды и трудности. Но принуждать к вере не нужно. Каждый человек сам к ней придет, когда наступит тот самый час.
— Спасибо, отец Николай, за уделенное время, за верность своему приходу.

Поделиться ссылкой: