Нелепая ложь, угон и самоподжог. На что готовы пойти нелегальные перевозчики, чтобы не отвечать по закону?

В конце января Президент подписал Указ №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Документ предполагает создание специального реестра работающих в нерегулярном сообщении. Рассказываем, чем он будет полезен пассажирам, диспетчерам и владельцам крупных автопарков, а также на что готовы пойти нелегальные маршрутчики и таксисты, лишь бы не отвечать по закону за свои поступки.
Реестр меняет правила
В 2017 году лицензирование перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении было упразднено. Лицензии отменили в надежде, что рынок сможет сам себя отрегулировать. К сожалению, этого не произошло. Часть перевозчиков стала экономить деньги на безопасности пассажиров, а то и вовсе ушла в незаконное предпринимательство. Позже в Беларуси появились диспетчерские службы, зарегистрированные за границей, которые начали устанавливать свои правила на рынке.
— В результате самыми важными вопросами, которые рассматривались на недавнем совещании у главы государства, стали безопасность и легальность перевозок пассажиров. Права и законные интересы граждан также не остались в стороне. 20 января 2024 года главой государства подписан указ. В соответствии с нормами указа диспетчеры обязаны зарегистрироваться в нашей стране. Здесь же должно находиться и их оборудование, а также программное обеспечение, которое используется для передачи заказов, — уточнил первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

Он также отметил, что сейчас идет активная работа по созданию реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В реестре планируется разместить сведения о перевозчиках, их транспортных средствах, водителях, диспетчерах такси и автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении. Из реестра пассажир сможет узнать, например, соответствует ли транспортное средство и водитель требованиям законодательства. Эти же данные помогут диспетчерам определиться, кому следует передавать заказы, а кому нет.
Владельцам автопарков реестр подскажет, когда их транспортные средства или водители перестанут соответствовать требованиям законодательства. Например, обратит внимание перевозчика на необходимость соблюдения срока прохождения техосмотра.
— Таким образом реестр в автоматическом режиме сбалансирует соблюдение интересов всех участников перевозок пассажиров. Перевозчики и диспетчеры уже видят, что правила игры изменились, и перестраивают свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства — утверждает Юрий Костюк.
Когда прижат к обочине
То, что правила игры меняются, увы, поняли еще не все перевозчики. Это стало ясно во время рейда, в котором мы побывали с транспортной инспекцией.
Раннее утро. Боровляны. Один из автомобилей транспортной инспекции паркуется во дворах недалеко от клинического городка, второй — всего в паре сотен метров от места посадки пассажиров. Тут главное — не спугнуть маршрутчиков, подозреваемых в работе по серым схемам. Команду инспекторов координирует коллега в штатском.

Когда темный «Фольксваген-Крафт» собрал пассажиров и направился в Вилейку, микроавтобус останавливать не стали. Но едва он, миновав Острошицкий Городок, взял на борт еще одного человека, машина инспекторов обогнала маршрутку и прижала ее к обочине.
— Добрый день! Транспортная инспекция. Предъявите документы, — обращается к водителю один из инспекторов.
Совсем скоро двое пассажиров уже дают показания. Оставшиеся в микроавтобусе волнуются. Больше всех, конечно, переживает водитель: нервно курит и звонит перевозчику.
В это время миловидная женщина, назвавшаяся старшей группы пассажиров, рассказывает о поездках из Вилейки в Боровляны и обратно на остановленной нами маршрутке заместителю начальника филиала — начальнику управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Министерства транспорта и коммуникаций Александру Коваленко.
— Перевозчик с каждым пассажиром заключил в начале года договор, — уверяет она. — Люди перед каждой поездкой все деньги сдают мне, старшей группы. Я по прибытии на место передаю всю сумму перевозчику — не водителю. Мы же на руки получаем билеты, половину стоимости которых работодатель из Боровлян оплачивает потом. Мне самой билет не нужен. Я работаю санитаркой в организации, которая не возмещает стоимости проезда.
У Александра Коваленко возникает логичный вопрос:
— Почему больница, которая, по вашим словам, покрывает часть затрат за проезд основной части пассажиров этой маршрутки, не заключила договор напрямую с перевозчиком?
Старшая группы в ответ лишь пожимает плечами. Не может этого объяснить и сам перевозчик, который к тому времени пулей примчался к нам на другом микроавтобусе. Узнав, что рейс задержан, маршрутка будет изъята, а пассажиров в Вилейку доставит другой бус, этот мужчина невысокого роста очевидно возмущен. Он решительно опускается на переднее сиденье проверяемого авто и через головы подошедших к нему инспекторов бросает водителю ключи:
— Езжай домой, я разберусь!
В сторону инспекторов тут же звучит ультиматум:
— Люди из салона не выйдут. Всех везу в КГБ и прокуратуру!
Кажется, еще минута — и маршрутка вместе с пассажирами будет угнана хозяином.

— То, что вы собираетесь сделать, можно расценить как неповиновение законному требованию должностного лица при исполнении им служебных обязанностей, — спокойно констатирует инспектор.
Другой инспектор начинает зачитывать владельцу маршрутки его права, и это действует, как ушат холодной воды. Перевозчик выходит из микроавтобуса на дорогу, но продолжает возмущаться:
— Готов голову на рельсы положить — меня «заказали» конкуренты! За 18 лет работы не было ни одного нарушения! — кричит в сердцах мужчина и требует ознакомиться с протоколом.
Александр Коваленко уточняет, что сделать это перевозчик сможет после окончания подготовки всех материалов дела. А пока автомобиль задерживается до решения суда.
— Причина задержания — осуществление регулярных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, — констатирует инспектор и объясняет: — По правилам заказчик перевозки пассажиров в автобусе категории М-2 может быть только один. Именно он рассчитывается с перевозчиком, который должен был предоставить нам такой договор, заказ-наряд и список пассажиров. У перевозчика, автомобиль которого мы задержали, по его же словам, оформлен договор с каждым пассажиром отдельно. К тому же водитель подобрал по дороге пассажира, взял оплату за проезд, выдал билет. Налицо подмена понятий «регулярная» и «нерегулярная» перевозка.
Под прикрытием нерегулярных перевозок некоторые работают и на международных рейсах. Например, недавно был доставлен на стоянку до решения суда туристический автобус, курсирующий по маршруту Минск — Санкт-Петербург. Документы, которые предоставили инспекторам, — заказ-наряд, список пассажиров, говорили о нерегулярных перевозках, но…
— У перевозчика был сайт с указанием маршрута и стоимости проезда. Люди заказывали билеты онлайн, получали СМС с указанием места посадки и номера автобуса. Когда мы его остановили, оказалось, что деньги пассажиры уплатили, а билеты не получили. Их обещали выдать потом. Мы задали пассажирам вопрос: «Почему вы не потребовали билет?» В ответ — тишина.
Есть дополнительные предложения
Вопрос организации перевозок пассажиров в поле внимания и у Комитета государственного контроля. При этом в ведомстве делают особый акцент на так называемых «нерегулярщиках».
— Заявляя свой вид деятельности как нерегулярные перевозки, например, оказание услуг туристическим группам или участие в свадебном кортеже, частники выполняли систематические рейсы между городами по расписанию. При этом они забирали пассажиров у государственных перевозчиков, следуя перед ними по аналогичному маршруту, — отмечает заместитель начальника главного управления — начальник управления контроля транспортного комплекса и связи Комитета госконтроля Олег Кунделев.
Многие «нерегулярщики» при этом не обеспечивали безопасность движения, не соблюдали скоростной режим и скрывали реальную выручку. Потери государственных организаций транспорта из-за недобросовестной конкуренции со стороны нелегалов значительны — это сокращение рейсов и недополучение дохода.

— К числу перевозчиков в нерегулярном сообщении относятся и таксисты, — обращает внимание Олег Николаевич. — Выявлены многочисленные факты, когда по нескольку месяцев компании такси, используя зарубежные сервисы, не обеспечивали учет заказов, скрывали выручку и не уплачивали налоги. В отдельных случаях собственниками таких компаний такси выступали иностранцы.
При этом водители, не оформляя должным образом трудовые отношения с такими организациями, не только получали зарплату в конверте, но и теряли социальные гарантии — отпуск, пенсионный стаж, оплату больничных. Только за 2023 год финансовой милицией выявлено не менее 2 тыс. таких сотрудников.
КГК также участвовал в разработке Указа «Об автомобильных перевозках пассажиров», и в ведомстве уверены: с созданием государственного реестра все «нерегулярщики» окажутся на виду, их деятельность станет максимально прозрачной. Понимая это, десятки бывших представителей «теневого» сегмента рынка пассажирских перевозок получили разрешения, заключили договоры с исполкомами и работают уже легально. В том числе и поэтому в 2023 году дополнительно введено свыше тысячи маршрутов для частных перевозчиков.
В январе 2024 года КГК направил в правительство дополнительные предложения по разработке актуальных схем пассажиропотока с установлением оптимальной численности перевозчиков и интенсивности их движения. В их основе — потребности людей, особенно проживающих в сельской местности. Среди предложений ведомства — создание единой государственной платформы продажи билетов на пассажирские перевозки в интернете, а также усиление контроля за соблюдением законодательства при перевозках пассажиров.
— С принятием указа внимание Комитета госконтроля к организации перевозок не ослабнет, — подчеркнул Олег Кунделев.
Вам ехать или билеты?
За прошлый год до суда только в Минске и Минской области было изъято 78 транспортных средств. Чтобы навести порядок в сфере перевозок, инспекторы постоянно отслеживают владельцев маршруток, которые уже нарушали законодательство и на них жаловались люди, мониторят сайты, где пассажиры заказывают билеты.
— У нас есть доступ ко всем видеокамерам наблюдения — на улицах, на остановках. Мы видим, по какому маршруту курсируют авто и с какой скоростью. Проводим серьезную аналитическую работу перед тем, как остановить какого-либо перевозчика на дороге, — рассказывает Александр Коваленко.
Реакция на инспекторов у водителей разная. Например, как-то был курьезный случай.
— Остановили маршрутку, у пассажиров не оказалось билетов. «Не знаю, что за люди в салоне. Наверное, зашли сюда, когда я сидел в телефоне!» — уверял нас водитель, — вспоминает с улыбкой Александр Коваленко.
Но бывают ситуации, когда не до смеха. Однажды девушка-водитель, не желая разговаривать с инспекторами, закрылась в такси и угрожала себя поджечь. Пришлось запрашивать поддержку МВД и спасать нарушительницу от себя самой.
По данным операторов, за 2023-й число автобусов на регулярных перевозках увеличилось на 26%. Если на начало прошлого года их было 4274, то в конце — уже 5399.
За последние пять лет Департаментом финансовых расследований в сфере перевозок пассажиров возбуждено свыше 75 уголовных дел, выявлена неуплата налогов на сумму более Br25 млн.