Настрой на мир или войну: к чему приводит целые государства

На уходящей неделе Александр Лукашенко принял с докладом госсекретаря Совета безопасности Александра Вольфовича, который доложил об итогах учений «Запад-2025». Отвечая на вопросы журналистов, касающиеся западной истерии по поводу совместных белорусско-российских учений, уже после встречи, госсекретарь отметил: «Где в их риторике, руководства коллективного Запада, какие-то вопросы, связанные с социально-экономическим развитием этих стран, с улучшением благосостояния граждан, со строительством объектов гражданской инфраструктуры, школ, детсадов, больниц, другого? Вообще не слышно! Какая-то сплошная милитаризация».
А ведь, действительно, мысли о войне или о мире в масштабном понимании и глобальном смысле предопределяют жизнь и устремления каждого конкретного государства, а равно и жизнь простых людей, его населяющих.
К примеру, взять родную Беларусь. Наши власти проводят миролюбивую внешнюю политику, основанную на принципах открытости, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Естественно, эти же принципы, а правильно сказать настроения, транслируются и во внутрь страны. А потому мы, рядовые белорусы, мирно живем и трудимся на своей земле, создаем семьи, растим и воспитываем детей, стараясь дать им самое лучшее, в тандеме «власть + народ» творим настоящее и будущее своей страны.
Но есть и другой пример, за которым далеко ходить не надо. Он рядом — это наша соседка Польша, для политической верхушки которой приоритетом являются мысли не о мире, а о войне.
А иначе как объяснить тот факт, что на уме у польских политиков не благополучие людей, а количество танков и оружия, не экономическое развитие, а милитаризация и военная истерия.
Еще в августе нынешнего года в издании Forsal вышла статья с заголовком «Польша посадила армию на стероиды, а людей — на диету». В ней говорится о том, что Польша собирается и дальше усиленно вооружаться. При этом последствия такого решения скажутся на уровне жизни поляков. «Экономисты предупреждают, что каждый злотый, потраченный на танк, изымается из денег, предназначенных на больницы, школы или дороги», — говорилось в статье.
И если еще пару месяцев назад эти слова воспринимались всего лишь как прогноз, то после 30 сентября, когда правительство Польши предоставило в сейм проект бюджета на 2026 год, стало ясно, что они вот-вот станут реальностью. Проект польского бюджета на будущий год впечатляет рекордными военными расходами. На эти нужды планируется выделить более 200 млрд злотых ($55 млрд), что эквивалентно 4,81% ВВП. При этом бюджет сформирован с дефицитом в 75 млрд долларов (что на 5 млрд больше, чем ожидалось), а рост госдолга планируется на уровне 53,8% ВВП.
Как метко подметило издание Myśl Polska, польские власти гордятся тем, что тратят 5% ВВП на вооружение. И это они делают в тот период, когда все больше польских предприятий объявляют себя банкротами, происходят массовые сокращения (только за январь-февраль 2025 года польские компании вынуждены были уволить в общей сложности порядка 14,8 тысячи человек), польская промышленность переживает серьезный спад и кризис. Наряду с этим энергоносители подорожали на 13,2% в годовом выражении, газ — на 6%, а продукты питания — на 5,5%. Для простых поляков это означает очередное снижение реальных доходов и рост стоимости жизни.
Приведенные цифры — это не просто статистика, а неоспоримое доказательство, что Польша столкнулась с финансовым кризисом, чему способствовала катастрофическая социальная политика. На этом делает акцент и немецкий профессор социальных наук Клаус Бахманн в издании «Берлинер цайтунг».
«В то время как СМИ в Польше и за рубежом завороженно наблюдали за тем, как Польша начала создавать сильнейшую армию в Европе, увеличила военные расходы до 5% ВВП и закупила корейские танки, американские вертолеты и пусковые установки «Пэтриот», что-то незаметно росло ещё быстрее — социальные расходы, дефицит бюджета и государственный долг», — пишет немецкий профессор.
Корень проблемы, по мнению Бахманна, кроется в недальновидной политике, которую на протяжении 8 лет до 2023 года проводила правящая польская партия «Право и справедливость». Но и с приходом к власти премьера Дональда Туска и президента Кароля Навроцкого изменений добиться вряд ли удастся. В первую очередь потому, что оба политика являются представителями разных партий и оппонентами друг другу. А когда идет столкновение взглядов и интересов, разве может быть кому-либо дело до простых людей?
Хотя…. как же без простых людей. Судя по заявлениям польских чиновников, в Варшаве рассчитывают поправить финансы за счет увеличения налогов — повысить акцизы на алкоголь, увеличить налог на продукты с высоким содержанием сахара, обложить дополнительными налогами банки. Откуда возьмут последние эти дополнительные средства? Опять же с рядовых поляков и организаций, подняв для них проценты по займам и кредитам.
Еще одна лазейка привлечь деньги в Польшу — это кредитные средства ЕС. На фоне военной истерии и собственноручно созданных провокаций с якобы российскими дронами (с чего смеются даже сами поляки), Варшава уже отхватила для себя в рамках программы ЕС SAFE «Действия по обеспечению безопасности для Европы» 43,7 млрд евро.
И дело в том, чтобы заставлять ЕС инвестировать в себя, польским властям придется и дальше эскалировать ситуацию на границе. Значит, мирных конструктивных настроений со стороны нашей соседки нам пока ждать точно не стоит. Что самое печальное, продолжат страдать от них и сами поляки.
Все в том же интервью журналистам госсекретарь Александр Вольфович привел в пример программу «Восточный щит», которую реализуют на своей территории польские власти.
В рамках программы вдоль границы с Беларусью создается милитаристическая зона шириной 50 км. Там отселяют местных жителей, забирают угодья, личные владения, вырубают леса. Огромные деньги расходуют не на то, что действительно необходимо для жизни граждан», — сообщил он.
Более того, на днях в Польше приняты изменения в закон об обороне страны, который в случае вооруженного конфликта позволяет призвать в польскую армию любого гражданина в возрасте от 18 до 60 лет — вне зависимости от его места проживания и налоговой резиденции. Ранее закон не содержал прямого указания о призыве поляков, постоянно проживающих за границей. Теперь же исключения касаются только лиц с серьезными проблемами со здоровьем, беременных или ухаживающих за детьми женщин, специалистов, необходимых для обеспечения безопасности государства, а также обладателей второго гражданства.
На этом фоне многие польские эмигранты не скрывают своих эмоций: «Я не хочу умирать за интересы политиков, — заявил Марек из Эдинбурга, который переехал из Сосновца (Силезское воеводство) 15 лет назад, потому что там не было работы. — В Шотландии у меня есть будущее, семья и покой. А если я получу повестку, то стану пушечным мясом».
Учитывая такие настроения, можно сделать вывод, что нагнетание военной истерии и закупка дорогостоящего оружия — совсем не то, над чем должны трудиться политики, за которых голосовал польский народ. Их главная задача — построить такую страну и жизнь в ней, за которую люди и сами, если нужно, станут горой и никакие поправки в законы не понадобятся. А для этого первым делом нужно сменить «пластинку» с военного лада на мирный. Ведь только со словом мир созвучны слова созидание, процветание и счастье.