Как уберечь школьника от чрезмерной нагрузки

Как уберечь школьника от чрезмерной нагрузки

Примерно треть детей и подростков периодически жалуются родителям на головную боль, плохое настроение, сильную усталость. Каждый четвертый ребенок испытывает страх перед посещением школы, а каждый второй страдает от хронического недосыпания. Таковы данные анкетирования почти 2000 учащихся 5—11-х классов, проведенного в БГМУ под руководством профессора Елены Гузик. О том, как переутомление влияет на развитие школьников и какие необходимо принимать меры, чтобы хотя бы частично снизить нагрузку на детей, беседуем с кандидатом медицинских наук, доцентом, заведующей кафедрой гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки БГМУ Татьяной Борисовой.

Почему непоседе не спится

— Татьяна Станиславовна, проблема школьной нагрузки не нова, но именно сегодня ей стали уделять особое внимание. С чем это связано?

— Еще с момента образования первых школ появилась так называемая школьно-обусловленная патология. Доказано, что с возрастом по мере продвижения по ступеням школьного образования среди детей увеличивается количество болезней эндокринной системы, нервной системы, глаза и придаточного аппарата, системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нарушений обмена веществ и психических расстройств. Одна из причин — учебная перегрузка. Поэтому данный аспект следует принимать во внимание еще с момента поступления ребенка в школу.

Оптимальная степень адаптации к школе — залог не только успешного обучения, но и сохранения здоровья ребенка. Однако сегодня, к сожалению, оценка функциональной готовности ребенка к школе игнорируется многими родителями. Дело в том, что поликлиника определяет только медицинские показатели готовности малыша к обучению. А психофизиологические аспекты школьной зрелости остаются на усмотрение мамы и папы. В результате около 36 % современных детей, которых отправляют в первые классы с шести лет, функционально еще не готовы к обучению за партой. Не случайно рекомендованный специалистами в сфере здравоохранения возраст поступления в школу — семь лет. Именно в этот период взросления в организме ребенка происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения, он становится более усидчивым, готов слышать и слушать учителя, воспринимать информацию, работать по образцу. Если же у него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения (что мы чаще всего и наблюдаем у шестилеток), поведение такого малыша можно охарактеризовать одним словом — «непоседа». Он еще не в состоянии концентрировать на чем-то свое внимание, у него нет усидчивости. 5—7 минут — и все, ему необходимо переключаться на другое действие. Здесь только два выхода: либо чем-то сильно увлечь ребенка, либо непрерывно чередовать его виды деятельности. Таких детей, чтобы максимально сохранить концентрацию их внимания, учитель чаще других просит раздать карточки с заданиями, проверить правильность написания упражнения на доске и т.д.

Кстати, разнообразие и чередование видов деятельности — одно из обязательных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Другое дело, что педагогу, в классе которого 20—30 первоклашек, крайне трудно найти индивидуальный подход к каждому. К тому же сегодня у многих детей наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности различной степени выраженности.

— Известно, что одна из причин его возникновения — электромагнитные излучения. То есть гаджеты, которые есть в каждом доме и к которым ребенок привыкает с пеленок.

— Гораздо раньше — еще в период внутриутробного развития. Достаточно заглянуть в больницы, где будущие мамы лежат на сохранении: в кармане халатика каждой из них всегда вибрирует смартфон, оказывая непосредственное электромагнитное воздействие.

Большинство не знает о существовании трех ключевых факторов, способных снизить степень электромагнитной нагрузки на организм: доза, время и расстояние. Но когда мобильный телефон большую часть суток практически вплотную примыкает к телу матери, ребенок облучается, находясь еще в ее утробе.

Дальше — больше. Тот же смартфон, компьютер или ноутбук, радионяни и умные будильники почти всегда расположены недалеко от кровати, где спит малыш. Wi-Fi редко кто отключает даже на ночь — и это неправильно! Пока мы спим, электромагнитное излучение вызывает перевозбуждение головного мозга. Полноценным отдыхом такой сон назвать нельзя. Вот и получается, что не только взрослые не высыпаются — точно такими же, уставшими уже сразу после пробуждения, чувствуют себя и дети. Это серьезная проблема современности, века высоких технологий.

Многие воспитатели в детских садах констатируют: во время тихого часа малыши буквально проваливаются в глубокий сон. Причем настолько крепкий, что добудиться их невозможно в течение нескольких часов. Когда наблюдались первые такие случаи, мы думали — мало ли, особенность у ребенка такая. Но когда факты стали исчисляться десятками, стало понятно, что речь идет о хроническом недосыпании, усталости и переутомлении малышей. А в детском саду их мозг получает возможность полноценно отдохнуть, дети проваливаются в фазу глубокого сна, ведь для этого созданы все условия: тишина и спокойная обстановка, отсутствие смартфонов или достаточное удаление от них (дети оставляют их в шкафчиках).

Куда уходит детство

— Тем не менее даже те школьники, которые хорошо спят по ночам, страдают от школьной нагрузки: только на выполнение домашних заданий у учеников средних классов уходит как минимум несколько часов, у старшеклассников — еще больше.

— Существуют научные исследования, которые говорят о том, что каждые десять лет объем знаний, накопленный определенной областью науки и учебной дисциплиной, удваивается. История, современное состояние и перспективы развития плюс, помимо общей базы, различные теории и инновационные подходы в образовании — все это необходимо изучить. Что, несомненно, сказывается на загруженности школьника, а ведь количество часов в сутках не увеличишь. При этом масса комплекта учебников на один день нормируется, то есть отдельно взятый учебник не может быть довольно объемным. И тогда в него пытаются впихнуть резюме из накопленного материала изучаемой науки. В результате многое становится непонятным для ребенка, поскольку изложено тезисно. Если школьник стремится успешно усвоить материал, нужно заниматься в свободное от уроков время по дополнительным пособиям, с репетитором или самостоятельно (поиск информации в интернете). А это всегда за счет досуга ребенка.

Посмотрите, сколько детей сегодня играет на улице. Их в разы меньше, чем было, к примеру, в 1990-е годы. Современный ребенок не получает достаточного объема отдыха, у него явный дефицит двигательной активности, потому что, отбыв на уроках, выполнив домашнее задание, позанимавшись с репетитором, он в оставшиеся крохи свободного времени предпочитает сидеть, уткнувшись в смартфон или экран компьютера. Результат — проблемы со зрением, осанкой, набор веса, метаболические нарушения. И хроническое утомление, которое никуда не исчезает, а накапливается в организме, приводя к переутомлению.

Кстати, отличие переутомления от обычной усталости заключается в том, что его признаки не исчезают после привычного отдыха. Педиатры отмечают, что среди их пациентов достаточно часто встречаются дети с выраженными признаками утомления: потеря аппетита, нервно-психические расстройства, плаксивость, раздражительность, нарушения со стороны вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, нарушение сна и работоспособности.

— Татьяна Станиславовна, что могут предпринять родители для профилактики такого состояния у ребенка?

— Организовать ему рациональный режим труда и отдыха, полноценный ночной сон. Прежде всего это отсутствие в спальне школьника гаджетов. Своевременный отход ко сну и его достаточная продолжительность — 9—10 часов (в зависимости от возраста).

Что касается досуга и дневного отдыха, мамам и папам нужно помнить о том, что ребенку необходимо как можно больше двигаться и желательно на свежем воздухе. Лучше на два часа меньше времени провести за компьютером, но погонять в футбол с приятелями, сходить в бассейн, покататься на велосипеде. Хотя бы просто погулять по скверу, парку. Мозг как взрослого, так и ребенка должен в течение дня насыщаться кислородом.

Также я призываю амбициозных родителей, которые горят желанием отдать своего кроху в школу развивающего обучения уже с трех лет, хорошенько подумать, стоит ли их желание «быть в тренде» здоровья малыша. Этот же совет подойдет и тем, кто собирается на один год «укоротить» детство сына или дочери, отправив их за парту в шесть лет. Конечно, многие дети и в этом возрасте готовы к систематическому школьному обучению и физически, и психологически. Но все же в каждом конкретном случае не мешает хорошенько взвесить не слишком многочисленные за и куда более масштабные против.

В условиях информационного бума

— А что делать со школьной нагрузкой? Согласитесь, здесь рекомендации проводить меньше времени за партой не помогут.

— Для профилактики переутомления должна быть смена деятельности, чередование легких и сложных предметов, учебных дисциплин с преобладанием статического компонента — с дисциплинами динамического характера. Это способствует сохранению работоспособности на максимальном уровне. Нормативными документами запрещены контрольные работы в последний день учебной недели. И в этот же день не должно быть проверочных, самостоятельных: велика вероятность, что уставшие дети будут делать больше ошибок в выполняемых заданиях.

Расписание занятий школа должна составлять с учетом динамики умственной работоспособности ребенка и ранговой шкалы трудности предметов: не ставить, к примеру, сложную математику на последний седьмой урок. Нагрузка должна распределяться равномерно в течение дня и недели.

Хотя нормировать только продолжительность занятий сегодня, в условиях цифровизации и информационного бума, уже явно недостаточно. Возможно, пришла пора пересмотреть устоявшиеся подходы к образовательному процессу и вернуться к системе профильных 10—11-х классов. Например, если ученик не собирается поступать в высшее учебное заведение или, к примеру, идет по гуманитарному профилю в вуз, может, нет необходимости в последние два года обучения в школе загружать его сложнейшими заданиями по алгебре и геометрии? Сегодня важны также и различные психолого-педагогические приемы в организации образовательного процесса, ведь очень многое зависит от образовательных отношений между учителем и учеником. И бе­зусловно, все педагоги должны знать гигиенические нормы и требования санитарных правил в отношении организации образовательного процесса, систематически применять их на практике.

Еще один важный фактор в профилактике переутомления учащихся. По рекомендациям ВОЗ, обучающимся среднего учебного заведения для поддержания здоровья необходимо не менее 60 минут двигательной активности в день. В школьном расписании пре­дусмотрено только два урока физкультуры и всего один час здоровья и спорта в неделю. Детей, которые занимаются четыре и более раз в неделю физкультурой и спортом, совсем немного. В режиме учебного дня школьника нормативными документами предусмотрено два больших перерыва — обеденный и динамический. Как минимум они должны использоваться регулярно и по назначению.

КСТАТИ

Сейчас в БГМУ под научным руководством профессора кафедры гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки Елены Гузик проводятся исследования по теме «Изучить влияние эндогенных и экзогенных факторов на показатели умственной работоспособности учащихся 5—11-х классов». Научная работа включает анализ динамики умственной работоспособности учащихся различных возрастных групп в течение учебного дня, учебной недели и учебной четверти, а также установление распространенности развития выраженного утомления. Акцентировано внимание на влияние стрессовых состояний, режима труда и отдыха, учебной нагрузки, индивидуально-типологических особенностей личности, возраста поступления в школу и состояния здоровья на показатели умственной работоспособности учащихся среднего и старшего школьного возраста.

ФАКТЫ

Элементарная математика

Теоретически учащиеся первой смены просыпаются около семи утра, чтобы собраться в школу и прийти к восьми часам. Значит, чтобы затратить на сон девять часов, ребенок должен лечь в кровать и сразу заснуть не позже 22:00.

Но, как показали результаты анкетирования, многие учащиеся даже младших классов, не говоря про детей более старшего возраста, ложатся спать в течение всей недели, как в будни, так и в выходные, с 22 до 23 часов. По будням после 23:00 регулярно отправляются в постель 10 % всех опрошенных, и больше всего нарушителей режима среди 10—11-классников — 20—24 %.

В выходные каждый третий ученик ложится ближе к полуночи. Более 60 % выпускников школ спят в течение недели семь часов и меньше. В той же мере недосыпает половина 8-классников, и даже в 5-м классе 20 % учеников спят не больше семи часов. Именно у этой категории на 15—20 % больше жалоб на трудное засыпание, раздражительность, плохое настроение, утомляемость после занятий.

Последние новости

Актуально

Показали хорошие практические навыки и теоретические знания: в Черикове выбрали лучшую санитарную дружину

16 июня 2025
Читать новость
Горячие новости

Биосубстанцию для лечения раковых опухолей разработали ученые в Беларуси

16 июня 2025
Читать новость
В МИРЕ

Беларусь станет почетным гостем 18-го Пуцзянского инновационного форума в Шанхае 

16 июня 2025
Читать новость
Общество

Будут ли белорусов штрафовать за траву высотой 21 см?

16 июня 2025
Читать новость
Новости области

Областной этап республиканского семейного сельскохозяйственного проекта «Властелин села» пройдет 18 июня в Могилевском районе

16 июня 2025
Читать новость
В МИРЕ

SNN: удары Ирана по энергетической инфраструктуре могут парализовать экономику Израиля 

16 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем