Как на озоновый слой влияет изменение климата и какая ситуация складывается в Беларуси, рассказал ученый

6 сентября во всем мире отмечают Международный день охраны озонового слоя. Этот невидимый слой атмосферы играет огромную роль: он защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения. Без него жизнь на планете выглядела бы совсем иначе – ростки не выдерживали бы солнца, а здоровье людей находилось бы под постоянной угрозой. В конце XX века ученые обнаружили, что из-за некоторых химических веществ озоновый слой начал разрушаться. Тогда государства заключили Монреальский протокол и постепенно отказались от опасных соединений. Благодаря этим шагам атмосфера начала восстанавливаться, и сегодня ученые фиксируют положительные изменения. Но вместе с тем важно не терять бдительности и продолжать сокращать вредное воздействие. Этот день напоминает: у человечества есть шанс сохранять баланс, если действовать сообща. Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы БГУ существует в Беларуси с 1997 года. Именно с этого момента официально ведется наблюдение за озоновым слоем. О том, в каких сезонах озоновых дыр больше всего на территории Беларуси, как на озоновый слой влияет изменение климата и какая ситуация складывается в последнее время, корреспондент БЕЛТА узнала у научного сотрудника центра Тимофея Шлендера.
– Тимофей Викторович, в 2023 году эксперты отмечали, что начиная с 2000-х годов над Беларусью замедляется тенденция по уменьшению озонового слоя. Как ситуация обстоит в 2025 году?
– Два года – не такой уж и большой срок. Постепенно озоновый слой восстанавливается, в том числе и над Беларусью.
Есть международная группа, которая оценивает истощение озона по всему миру. Они сделали прогнозы по северному и южному полушариям. Оценки таковы, что к середине XXI века (к 2050-м годам) этот слой полностью восстановится до уровня 1970-1980-х годов. Судя по мониторингу, на территории Беларуси такие же тенденции, озон восстанавливается с начала 2000-х годов.
– Из-за чего возникают озоновые дыры? В каком сезоне чаще всего?
– Здесь важно определить, что такое озоновая дыра. Впервые ученые из Великобритании зафиксировали в Антарктиде значительное уменьшение концентрации озона (на 70%) ниже нормы. Через пару лет этому явлению дали название на английском – ozone hole, или озоновая дыра. Однако смысл здесь другой. Суть в значительном уменьшении концентрации озона, которая может негативно отразиться на окружающей среде, человеке, на биосистемах. Озон поглощает жесткое солнечное ультрафиолетовое излучение, благодаря чему мы можем нормально существовать на Земле. Озоновые дыры на территории Беларуси не имеют такого масштаба, как в полярных областях. В основном их появление над нашей страной связано с большими атмосферными явлениями, такими как циклон или антициклон.
Наблюдаются озоновые дыры чаще всего в переходные сезоны – весной и осенью. Больше весной, так как идет перестройка с зимней циркуляции на летнюю. Это не проходит бесследно, в том числе и с озоном. Продолжительность их прохождения на территории Беларуси 1-3 суток. Уменьшение концентрации озона происходит в среднем на 20% от нормы. Соответственно повышение ультрафиолетового индекса может произойти либо в апреле, либо в мае. Норма ультрафиолетового индекса для нас, нашего региона, 3-4 балла. Она является более-менее безопасной. При 5-6 баллах нужно прикрывать свою кожу, чтобы не получить более интенсивное солнечное излучение. Если в эти дни человек по разным причинам находится на солнце, ему нужно подумать, как минимизировать свое присутствие под ним. Нужно либо прикрывать больше участков тела одеждой, либо использовать крем. Так или иначе подготовиться к этому.
– Какая ситуация складывается на территории нашей страны с распределением озона в последнее время?
– Нормой распределения озона в атмосфере в Беларуси является 420 единиц Добсона зимой и 330 – летом. В последнее время наблюдаются озоновые аномалии. Связаны они с погодными явлениями в виде антициклонов.
Если посмотреть карту распределения озона в атмосфере, можно увидеть, что его количество в Атлантике, Южной Европе составляет 350 единиц Добсона, а на территории Северной Европы достигает 250-260 единиц Добсона. Последнее значение ближе к нашей стране и у нас идет снижение на 80-100 единиц. Это означает, что на территорию страны будет проникать больше жесткого солнечного излучения, которое способствует развитию различных заболеваний, таких как катаракта, меланома. Они проявляются обычно через 10-15 лет. Сейчас в Беларуси наблюдается тенденция роста раковых заболеваний, которые зависят не от питания и образа жизни, а от солнечного излучения (рак кожи). Обычному человеку нужно контролировать это, защищать свою кожу.
– Был ли период, когда озоновых дыр над территорией Беларуси наблюдалось больше всего?
– В конце 1990-х годов была кульминация уменьшения количества озона в атмосфере. Это был период, в котором наблюдалось больше всего озоновых дыр. Мы следим за изменениями. В каждом месяце идет увеличение к положительному тренду увеличения концентрации озона. Это заметно по спутниковым и нашим наземным данным.
– Расскажите подробнее об исследованиях, которые проводятся в нашей стране в этой области.
– Первая задача центра – мониторинг и наблюдение. Мы разрабатываем озонометрическое оборудование, оптические приборы – радиометры и спектрографы. Вторая – исследование озона и его влияния на живые системы, в том числе и на человека. Это оценка ультрафиолетового излучения и индекса с помощью наших озонометрических приборов. Третья задача – исследование озона и связь его с климатом и погодными явлениями. В том числе мы исследуем приземный озон как сопутствующий газ, который может переноситься из стратосферы в тропосферу.
– Как на озоновый слой влияет изменение климата?
– Представим экстремальную ситуацию. Допустим, озон исчез. Что станет с климатом? Будет больше поступать солнечного излучения и все выгорит – Земля будет, как Марс.
Другая ситуация: озона очень много. Можно проследить те места, где его концентрация сейчас максимальная, и посмотреть, какой там климат в приземном слое. В первую очередь бросается в глаза Дальний Восток и северная часть Канады, где наблюдается сильный холод. Там максимальное значение озона наблюдается практически круглый год. Периодически в какое-то время зимой это наблюдается и в Беларуси. Мы видим, как смещается количество максимального озона выше 450-500 единиц Добсона на нашу территорию или же сопутствующую территорию северо-восточной Европы, Карельский полуостров или Скандинавию, что сопровождается сильным морозами в нашей стране.
– Существуют ли региональные особенности в истощении озонового слоя над территорией Беларуси. Если да, с чем они связаны?
– Поле озона более стационарное, в отличие от погодных условий. Если в Гродно ливень, а в Гомеле – жара, то с озоном такое происходит редко. Обычно одинаковое значение озона захватывает почти всю территорию Восточной и Центральной Европы.
– Как в стране обстоит дело с озоноразрушающими веществами?
– Беларусь выполняет все обязательства Монреальского протокола. На текущий момент у нас нет превышения и ввоза на территорию страны озоноразрушающих средств. Наше правительство это все контролирует. Мы одна из первых стран, которая поддержала это решение. Даже заводы, которые ранее использовали озоноразрушающие вещества (хлор, фтор, бром, галогены), заменили их на более безопасные.