Юный подпольщик жил в Черикове, о своем тернистом пути не любил рассказывать

День освобождения от немецко-фашистских захватчиков отметила Чериковщина. В этот день принято вспоминать ратный подвиг тех, кто с оружием в руках участвовал в освободительных боях города и района. О подпольной работе, проводимой во время оккупации в Черикове и его населенных пунктах, мы можем судить из открытых источников информации. Причем некоторые бойцы невидимого фронта, до сих пор остаются в тени, их имена неизвестны нашим современникам.Говоря о подпольной работе, нельзя не вспомнить о партизанском отряде, который под командованием Георгия Храмовича «за время своей деятельности…провел ряд крупных операций по разгрому немецких гарнизонов и уничтожению военных объектов» (из наградной документации о предоставлении к правительственной награде — медали «Партизан Отечественной войны» за подписью секретаря ЦК КП (б) Белоруссии Петра Калинина). Георгий Антонович описал подпольную деятельность в своих мемуарах, опубликовав воспоминания в книге «Три партизанских года» в 1967 году, с дополнениями и в пераработке вышло второе ее издание в 1981 году. Автор рассказывает о подпольщиках, которые вели свою работу. Их деятельность регламентировалась директивой ЦК КП(б)Б № 1 от 30 июня 1941 года «О переходе на подпольную работу парторганизаций районов, занятых врагом». По словам Георгия Храмовича, в ночь с 15 на 16 июля 1941 года немцы уже заняли Чериков, а 23 июля подпольщики получили первое боевое задание, которое им удалось успешно выполнить за три дня. Свою подпольную деятельность вели территориальные и отрядные организации. На учете ЛКСМБ состояло более 70 комсомольцев-одиночек, которые, являлись связными или разведчиками, вели агитационную работу среди населения, участвовали в диверсиях. В большинстве своем они жили там, где размещались гарнизоны противника, чаще всего действовали в одиночку, работали в учреждениях оккупантов. Георгий Антонович вспоминал, что им, подпольщикам «предстояла полная риска и смертельной опасности работа. О подпольной работе мы тогда знали по литературе и по рассказам старых большевиков».
Юный подпольщик Михаил Бондарев
Имя Михаила Павловича Бондарева незнакомо чериковлянам и славгородчанам, не рассказывают юным патриотам этих районов о подвигах, мужестве и отваге 15-летнего парня, принявшего твердое решение бороться с врагом. Благодаря бывшему научному сотруднику Чериковского историко-краеведческого музея Галине Кравцовой, корреспондент районной газеты узнал о подпольщике, вместе с ней мы побывали на его могиле на городском кладбище Черикова. Жил Михаил Бондарев в Черикове по улице Кирова, умер в 59 лет, вместе с супругой они воспитали троих детей, дождались внуков, трудились на благо родного края. И сегодня у нас есть возможность познакомиться поближе с семьей героя, которая охотно поделилась с читателями районной газеты информацией о своем славном деде.
Для начала приведем воспоминания Георгия Храмовича из его книги «Три партизанских года»: «Одним из примеров патриотической деятельности являются поступки комсомольца Михаила Бондарева. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Жил в Пропойске, вся его семья — отец, мать и пять сыновей с первых дней оккупации боролись, как могли, с гитлеровцами».
Как отмечает Георгий Антонович, связаться парню с партизанским отрядом удалось в 1942 году. Михаил хотел воевать в составе партизанского отряда, но командование решило парня оставить в качестве связного-разведчика в Пропойске. Парень успешно справлялся с заданиями, передавая сведенья. Также вместе с братьями собирал оружие, бое-припасы и отсылал их партизанам. Занимался распространением листовок и газет. В 17 лет, чтобы избежать отправки в Германию, родители устроили его на работу в районную управу посыльным. В июле 1943 года ему было поручено задание устранить предателя, который примкнул к расширявшему свои ряды партизанскому отряду, втерся в доверие, и, разведав нужную информацию, сбежал в немецкий гарнизон. Немцы коллаборанта поселили в районную управу в Пропойске, куда имел постоянный пропуск Михаил. 25 июля парню нужно было привести приговор в исполнение, поскольку предатель владел ценной информацией и мог навредить подпольщикам и партизанам. Успешно выполнив задание, Михаил поспешил в партизанский отряд, но был настигнут немцами, догнавшими его на машине, и схвачен. На очной ставке выяснилось, что его предала старая женщина, работавшая в управе уборщицей. В отряде были уверены в стойкости парня и в том, что он никого не выдаст даже под пытками. Неделю его истязали в Пропойске, затем привезли в Чериков в одиночную камеру. Допросы, пытки и избиения продолжались. Ему пробили череп и покалечили ногу. В середине сентября 1943 года, когда соединения Красной Армии приближались, гитлеровцы направили заключенных на разминирование шоссе. И по версии автора мемуаров, арестанты, когда узнали о том, что все, кто уцелеет, будут расстреляны, начинали сбегать. Также, во версии Храмовича, сбежал и Михаил Бондарев, затем попав в госпиталь на лечение.
Факты и уточнения, семейные реликвии
Корреспонденту районной газеты удалось связаться с внучкой юного подпольщика, и теперь у нас есть возможность уточнить некоторые факты его биографии и поделиться той информацией, о чем не принято было рассказывать раньше. Как рассказала внучка Михаила Бондарева Оксана Кащенко, история не закончилась побегом и не все было так радужно. Попросту мучения парня продолжились. Михаил попал в Германию, в концлагерь, и как физически крепкого от природы, его отправили во Францию в город Бордо, где он работал на ферме. У него даже появилась невеста по имени Надин. Но все же любовь к своей родине у него оказалась сильнее юношеских чувств. И когда была одержана победа над фашизмом, он поспешил вернуться в родные места, где его ждали новые испытания: проверка в органах и в качестве искупления «вины» — отправка разбирать завалы в город Сталинград. И только спустя время он смог приехать домой.
— И как две таких судьбоносных параллели, мой дед по отцовской линии погиб в боях за Сталинград в 1942 году, — говорит Оксана. — Дедушка Миша никогда ничего о пережитом не рассказывал, эта тема для него была под запретом.
Также Оксана рассказала о том, что ее деда сильно избивали публично на площади в Славгороде, и, когда он вернулся домой после войны, к нему подходили свидетели тех событий и говорили, что помнят о его пытках и очень рады, что он выжил после всех испытаний. Михаил Бондарев присутствовал на суде в Минске, где велись процессы по коллаборантам и пособникам фашистов. Лично выступал свидетелем обвинения. Те, кто зверски его избивал и издевался над ним, были осуждены с другими пособниками нацистов.
На мероприятиях, посвященных Дню Победы, Великой Отечественной войне, у него лицо сильно искажалось, словно он переживал эти события снова, к теме войны он относился всегда очень трепетно.
— Каким он был в жизни? Был очень строгим и требовательным, но в то же время обладал чувством юмора, любил пошутить, когда было настроение и стопочку водки мог выпить на праздник в кругу друзей. Также я помню, что мог очень рассердиться на что-то. И если дед нижнюю губу закусил, означало, что нужно было всем бежать врассыпную — и детям, и внукам, — делится воспоминаниями о дедушке Оксана.— Так как был всю жизнь водителем, постоянно возился с машиной, нас катал на ней. Любил ходить по грибы в лес, обожал жарить сало на костре, с нами, внуками возился с удовольствием. Как только мы приезжали, в обязательном порядке с дедом жарили сало во дворе. Одно время по семейным обстоятельствам я даже училась в Чериковской средней школе. По соседству с дедом жил ветеран Великой Отечественной войны Иван Якушев, с которым он был очень дружен, по-соседски общались с его семьей.
Со своей супругой Надеждой Трофимовной Михаил Павлович Бондарев вырастил троих детей. Сын Александр проживает в Бресте, дочери Светлана и Галина живут в городе Артеме Приморского Края в России.
— Как оказались в этом городе? Брат бабушки Нади служил на флоте, а моя мама после школы поступила в педагогический институт в г. Уссурийска, затем перетянула и свою сестру. Тут обзавелись семьями, наладили свой быт. За могилкой дедушки ухаживает дядя Саша, приезжает каждый год, — пояснила Оксана.
К слову, внучка Михаила Бондарева Оксана Кащенко, с которой мы общались, сейчас преподает в колледже города Артема после увольнения на пенсию по выслуге лет с должности начальника отделения СО УМВД России по г. Артему. У подпольщика семь внуков, девять правнуков и одна праправнучка.
Из личного листка по учету кадров:
Михаил Павлович Бондарев, 7 ноября 1926 г.р., образование 7 классов.
- Летом 1942 г. по март 1943 г. — 720-й партизанский отряд, связной-разведчик (Командир Т. Храмович)
- 3 марта 1943 г. по 26 июля 1943 г.— 43-й партизанский отряд, связной-разведчик
- С 1947 г. по 1950 г.— МТС, эл. сварщик (г. Чериков)
- С 1950 г. по 1966 г. — Сельхозтехника, шофер (г. Чериков)
- 1966 г. по 1979 г. — Чериковский райвоенкомат (г. Чериков)
- 1979 г.— Казимировское ПМК г. Могилева (г. Чериков)
Михаил Бондарев умер в 1985 году.
Молодые Михаил и Надежда Бондаревы.
Семейное фото. В нижнем ряду Михаил Павлович Бондарев с супругой Надеждой Трофимовной и тещей. В верхнем ряду дети Галина, Светлана и Александр.
Характеристика юного подпольщика за подписью политрука роты 43-го партизанского отряда П.П. Емельянова