Доярка Лидия Нестерова проработала в эксбазе Черикова 31 год

Говорят, что каждый человек сам определяет свою судьбу, выбирая при этом личный путь. У Лидии Степановны Нестеровой особого выбора и не было. Когда она только-только закончила семь классов, ей предстояло решить, что делать дальше: учеба или идти зарабатывать на жизнь.

К слову, многие ее сверстники тоже стояли перед этой же дилеммой, поскольку было большое желание учиться, получить профессию, но и в то же время из-за большой бедности такой возможности у них и не было.

– Семь классов я отучилась в школе, – вспоминает Лидия Степановна,– а потом стала задумываться: что делать? Родителям нужно было помогать, не хотелось их бросать надолго. Вот и решила быть им опорой, а не обузой.

Когда девушка стала постарше, и вовсе рискнула уехать по вербовке в Сибирь на лесоразработки.

– Привезли нас на телегах в такую глушь, что даже самолеты туда не летают,– рассказывает женщина, – не говоря о каких-то благах. Побыла я там недолго, ведь дома папа и мама нуждались в помощи.

В 1957 году Лидия Степановна снова решается ехать на заработки на железную дорогу в Сочи, где устраивается разнорабочей путей. Благо в этом городе жила ее сестра, которая ее поддерживала и опекала. Через два года девушка была вынуждена вернуться на родину в Мирогощь из-за  болезни матери. В 1960 году она снова вернулась на работу на Сочинскую дистанцию путей, и, проработав там год, решила осесть в родных местах: да и сколько можно было кочевать, пора найти и постоянную работу.

– Как вспомню, сколько я помытарствовала! – отмечает Лидия Степановна.– Страшно становится: все эти поездки на заработки, тяжелый труд. Как я это все выдержала, не знаю?

В 1961 году Лидия Нестерова начинает трудиться на Чериковщине, устроившись разнорабочей в совхоз «Чериковский», а через шесть лет она переходит на Мирогощанскую ферму дояркой, проработав там до 1992 года. В 1969 году совхоз меняет свое название и пересматривает ряд направлений в работе. Теперь он называется экспериментальная база «Чериков». Руководители сельхозпредприятия разных периодов вносили каждый свой вклад в его развитие.

– Директор Базекин организовал реконструкцию нашей фермы,– отмечает ветеран труда, – многое было сделано для улучшения условий содержания скота и хорошей работы. Внедрили бочковое доение. Большой прогресс для нас, ведь до этого доили вручную. Молоко  собирали в сорокалитровые бидоны. Приходилось эти емкости поднимать и переносить на себе. Вначале приподнимаешь бидон на кормушку, а затем взваливаешь на спину. Тяжело, но это было лучше, чем как мы доили вручную.

Лидия Степановна также рассказала, что как только начинает подрастать первая весеняя трава, коров отправляли на круглосуточное содержание в поле. Дойное стадо паслось возле реки Удожки и в районе бывшего аэродрома. На все дойки доярок забирал автотранспорт, и трижды доставлял на работу в поле. С коровами круглосуточно в поле были и животноводы, пользовались в те времена уже электропастухами, что значительно упрощало выпас буренок.

– Кормовая база всегда была очень хорошей,– вспоминает бывшая доярка,– всегда с запасом на весну. Такого никак не припомню, чтобы нечем было кормить  скот. Закладывали в ямы даже корма из люпина. Все наши шесть групп коров всегда были сыты и накормлены. Даже делали сами такую витаминную добавку буренкам: мололи на своей мельнице зерно и в больших дежах делали такую брагу с добавлением дрожжей. Для маленьких телят варили специальный кулеш, заваривали ячневую муку. Жили бедно, но потихоньку развивались, видно было, как улучшалась жизнь.

Стоит отметить, что  Лидия Степановна была на хорошем счету, получала высокие надои по тем временам – от 3000 и более 4000 килограммов молока на одну фуражную корову, за что получала поощрения, Почетные грамоты и Благодарности. Она вспоминает часто свой коллектив, тех, тогда еще молодых девчонок, сетуя на то, что их из старожилов коллектива осталось только двое. Еще в памяти женщины живут воспоминания о добром отношении руководящих лиц к человеку труда. К примеру, председателю райисполкома Новикову, ничего не стоило приехать на ферму и поинтересоваться, чем можно помочь, чтобы улучшить условия труда. Так, благодаря одному из таких визитов и появился возле фермы асфальт.  Да и свое руководство, и главные специалисты посещали постоянно своих работников, следили за всеми процессами, искали сообща выходы на высокие показатели.

Сейчас Лидия Нестерова 26 лет на пенсии, но хорошо все еще помнит свои трудовые будни, а также тех, кто стоял у руля сельхозпредприятия, особо вспоминая с благодарностью всех, кто, как и она, болели за производство качественной продукции.

Не держит героиня сейчас, как когда-то, большое подворье, да и силы уже не те. Куры и кошка – все ее хозяйство. А еще цветы, и их несколько наименований. Особое место отведено финиковой пальме, которую она привезла совсем крохотным растением много лет назад из Сочи.

– Да вот носим ее с сыном летом – на улицу, а осенью — в дом, — сетует хозяйка.– Но избавляться от нее не хочу, она как память мне о том времени, о сестре, которую я редко видела.

Олеся Панимаева

 

Последние новости

Актуально

“Гордость родной земли”: в Черикове прошло торжество, приуроченное к Празднику труда

1 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

В Беларуси изменились сроки поступления в учреждения среднего специального образования

1 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

Госстандарт запретил продавать в Беларуси еще один популярный российский шоколад

1 мая 2025
Читать новость
80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Живем и помним! Дети из Черикова сделали открытки к 9 Мая

30 апреля 2025
Читать новость
80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

На Чериковщине определили победителя среди военно-патриотических клубов

30 апреля 2025
Читать новость
Горячие новости

Как проверить ограничение на выезд из Беларуси

30 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем