Беларусь завершает юридическое оформление содержания обновленной военной политики страны

Беларусь завершает юридическое оформление содержания обновленной военной политики страны

Беларусь завершает юридическое оформление содержания обновленной военной политики страны, сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны Беларуси Павел Муравейко 16 сентября, представляя законопроект “Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны” на заседании третьей сессии Палаты представителей восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.

Проектом закона, в частности, предусматриваются согласование терминологии законов Республики Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах Республики Беларусь” и “О военном положении” с положениями Военной доктрины, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны.

По словам начальника Генерального штаба, вносимые изменения обусловлены необходимостью учета обновленных положений Военной доктрины, исключения дублирования норм законодательства и обеспечения единства используемой терминологии и не предусматривают существенных изменений правового регулирования в военной сфере. 

“Корректировкой указанных законов мы завершаем юридическое оформление содержания обновленной военной политики нашей страны”, – сказал Павел Муравейко.

Так, внесение изменений в закон об обороне детализирует уточненные и закрепленные в Военной доктрине подходы Беларуси к защите своего суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя. Эти изменения устанавливают четкую градацию понятий “обеспечение военной безопасности”, “подготовка обороны”, “оборона”, “вооруженная защита”. При этом, подчеркнул начальник Генерального штаба, данными понятиями определяется содержание, объем и временные рамки действий Беларуси для уровня угрозы и отражения агрессии, осуществляемых как в мирное, так и в военное время. 

Как пояснил Павел Муравейко, существующие нормы закона об обороне в большей степени регулируют вопросы подготовки обороны и позиционируются как исчерпывающий перечень мер обеспечения военной безопасности страны. Предлагаемые изменения в закон учитывают обновленную логику Военной доктрины, которой государство в мирное время обеспечивает не оборону, а свою военную безопасность. Это более широкое понятие, чем оборона. И подготовка обороны – лишь одна из составляющих обеспечения военной безопасности наряду с мерами по предотвращению военных конфликтов. 

“Что касается самого понятия обороны Республики Беларусь, оно подразумевает с наступлением военного времени трансформацию мер обеспечения военной безопасности в меры вооруженной защиты, которые составляют ядро обороны, а также невоенные меры, направленные на создание необходимых условий для эффективного ведения военных действий и победы в войне. Здесь и вопросы перестройки экономики на военные рельсы, и ресурсное обеспечение, а также производства и поставки вооружения, техники, боеприпасов, материальных средств. Сюда же относятся и дипломатические усилия по разрешению военного конфликта”, – сказал Павел Муравейко.

Исходя из указанных аспектов и разграничения таких сфер, как обеспечение военной безопасности и обороны, корректируются полномочия Президента страны, Министерства обороны и Генерального штаба.

По информации Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, приводится в соответствие с Военной доктриной перечень военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь. Тем самым корректируется закон о военном положении.

“Учитывая, что определение перечня угроз национальной безопасности является прерогативой Концепции национальной безопасности, а в военной сфере военные угрозы определяются Военной доктриной, предлагаемой редакцией закона регламентируется, что военными угрозами признаются действия, предусмотренные Военной доктриной. Изъятием из закона о военном положении норм, не являющихся предметом его законодательного регулирования, мы также исключаем их дублирование в законодательстве”, – пояснил начальник Генерального штаба.

Кроме того, дополнены обстоятельства, под которыми понимается нападение на Беларусь. Теперь акт вооруженной агрессии, совершенный против Союзного государства, признается и нападением на Республику Беларусь.

По информации профильной комиссии Палаты представителей, предусмотрено отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Беларуси.

Внесение изменений в закон о Вооруженных Силах Республики Беларусь направлено на устранение белых пятен в задачах Вооруженных сил как в мирное, так и в военное время, а также исключение дублирования задач, различных по трактовке, но схожих по содержанию, отметил Павел Муравейко.

Наиболее существенные изменения, по его словам, связаны с вопросами недопущения и разрешения вооруженных конфликтов. В их основе – накопленный опыт преодоления кризисной ситуации в 2020 году, а также в последующее время. В этой связи уточнены и конкретизированы задачи Вооруженных Сил в рамках участия в обеспечении военной безопасности и вооруженной защиты государства, а также полномочия органов военного управления Вооруженных Сил при выполнении задач антикризисного реагирования.

В частности, это недопущение развязывания внутреннего вооруженного конфликта, вооруженных инцидентов, актов, провокаций, обеспечение постоянной готовности к применению выделенных сил и средств с целью устранения кризисных ситуаций, а также отражение агрессии при развязывании международного вооруженного конфликта.

“Кроме того, учитываются союзнические обязательства. И наши Вооруженные Силы наделяются задачей, согласно которой могут привлекаться к устранению кризисных ситуаций не только на территории нашей страны, но и на территории государств союза. Практика в данном направлении у нас уже имеется. Это участие по просьбе военно-политического руководства Республики Казахстан в устранении кризиса на территории данного государства в 2022 году”, – отметил начальник Генерального штаба.

Проектом закона учитывается и стремительно возрастающая актуальность организации противодействия в информационной сфере. В этой связи Вооруженным Силам определяются задачи по участию в создании благоприятных условий в информационном пространстве для достижения политических, экономических и других целей, которые отвечают национальным интересам.

Внесенный на рассмотрение проект закона предполагает корректировку задач Вооруженных Сил в военное время. В данном аспекте с учетом развития международного военного сотрудничества законодательно закрепляется, что вооруженная защита государства может осуществляться как национальными Вооруженными Силами, так и совместно с вооруженными силами союзников. 

Предлагаемые изменения законодательства о военной безопасности и обороне в полной мере учитывают инновации Военной доктрины и позволяют более эффективно выстраивать военную политику страны, отметил Павел Муравейко.

По его словам, представленный законопроект отражает согласованную позицию по предлагаемым изменениям всех государственных органов, причастных к обеспечению военной безопасности и обороны государства. 

Проект закона “Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны” внесен в Палату представителей Национального собрания Советом Министров 1 августа 2025 года.

Законопроект разработан Министерством обороны в целях реализации плана мероприятий по реализации пункта 2 решения Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 года №6 “Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь”.

Законопроект принят в первом чтении.

Фото Николая Петрова

Последние новости

Горячие новости

В Краснопольском районе пожар в доме многодетной семьи: отец госпитализирован

16 сентября 2025
Читать новость
Горячие новости

Более Br370 тыс. потерял минчанин, пытаясь заработать на несуществующей финансовой бирже

16 сентября 2025
Читать новость
Горячие новости

Оплата доходит до Br130 в день. Кто может устроиться на временные работы, рассказали в Минтруда 

16 сентября 2025
Читать новость
Горячие новости

Педагогический НЕсовет встречает Могилев

16 сентября 2025
Читать новость
В МИРЕ

Польша официально уведомила Беларусь о задержании белорусской гражданки по инциденту с БПЛА

16 сентября 2025
Читать новость
Горячие новости

Объем промпроизводства в Беларуси в январе-августе составил Br136,6 млрд 

16 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем