Беларусь завершает юридическое оформление содержания обновленной военной политики страны

Беларусь завершает юридическое оформление содержания обновленной военной политики страны, сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны Беларуси Павел Муравейко 16 сентября, представляя законопроект “Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны” на заседании третьей сессии Палаты представителей восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
Проектом закона, в частности, предусматриваются согласование терминологии законов Республики Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах Республики Беларусь” и “О военном положении” с положениями Военной доктрины, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны.
По словам начальника Генерального штаба, вносимые изменения обусловлены необходимостью учета обновленных положений Военной доктрины, исключения дублирования норм законодательства и обеспечения единства используемой терминологии и не предусматривают существенных изменений правового регулирования в военной сфере.

“Корректировкой указанных законов мы завершаем юридическое оформление содержания обновленной военной политики нашей страны”, – сказал Павел Муравейко.
Так, внесение изменений в закон об обороне детализирует уточненные и закрепленные в Военной доктрине подходы Беларуси к защите своего суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя. Эти изменения устанавливают четкую градацию понятий “обеспечение военной безопасности”, “подготовка обороны”, “оборона”, “вооруженная защита”. При этом, подчеркнул начальник Генерального штаба, данными понятиями определяется содержание, объем и временные рамки действий Беларуси для уровня угрозы и отражения агрессии, осуществляемых как в мирное, так и в военное время.
Как пояснил Павел Муравейко, существующие нормы закона об обороне в большей степени регулируют вопросы подготовки обороны и позиционируются как исчерпывающий перечень мер обеспечения военной безопасности страны. Предлагаемые изменения в закон учитывают обновленную логику Военной доктрины, которой государство в мирное время обеспечивает не оборону, а свою военную безопасность. Это более широкое понятие, чем оборона. И подготовка обороны – лишь одна из составляющих обеспечения военной безопасности наряду с мерами по предотвращению военных конфликтов.
“Что касается самого понятия обороны Республики Беларусь, оно подразумевает с наступлением военного времени трансформацию мер обеспечения военной безопасности в меры вооруженной защиты, которые составляют ядро обороны, а также невоенные меры, направленные на создание необходимых условий для эффективного ведения военных действий и победы в войне. Здесь и вопросы перестройки экономики на военные рельсы, и ресурсное обеспечение, а также производства и поставки вооружения, техники, боеприпасов, материальных средств. Сюда же относятся и дипломатические усилия по разрешению военного конфликта”, – сказал Павел Муравейко.
Исходя из указанных аспектов и разграничения таких сфер, как обеспечение военной безопасности и обороны, корректируются полномочия Президента страны, Министерства обороны и Генерального штаба.
По информации Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, приводится в соответствие с Военной доктриной перечень военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь. Тем самым корректируется закон о военном положении.
“Учитывая, что определение перечня угроз национальной безопасности является прерогативой Концепции национальной безопасности, а в военной сфере военные угрозы определяются Военной доктриной, предлагаемой редакцией закона регламентируется, что военными угрозами признаются действия, предусмотренные Военной доктриной. Изъятием из закона о военном положении норм, не являющихся предметом его законодательного регулирования, мы также исключаем их дублирование в законодательстве”, – пояснил начальник Генерального штаба.
Кроме того, дополнены обстоятельства, под которыми понимается нападение на Беларусь. Теперь акт вооруженной агрессии, совершенный против Союзного государства, признается и нападением на Республику Беларусь.
По информации профильной комиссии Палаты представителей, предусмотрено отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Беларуси.
Внесение изменений в закон о Вооруженных Силах Республики Беларусь направлено на устранение белых пятен в задачах Вооруженных сил как в мирное, так и в военное время, а также исключение дублирования задач, различных по трактовке, но схожих по содержанию, отметил Павел Муравейко.
Наиболее существенные изменения, по его словам, связаны с вопросами недопущения и разрешения вооруженных конфликтов. В их основе – накопленный опыт преодоления кризисной ситуации в 2020 году, а также в последующее время. В этой связи уточнены и конкретизированы задачи Вооруженных Сил в рамках участия в обеспечении военной безопасности и вооруженной защиты государства, а также полномочия органов военного управления Вооруженных Сил при выполнении задач антикризисного реагирования.
В частности, это недопущение развязывания внутреннего вооруженного конфликта, вооруженных инцидентов, актов, провокаций, обеспечение постоянной готовности к применению выделенных сил и средств с целью устранения кризисных ситуаций, а также отражение агрессии при развязывании международного вооруженного конфликта.

“Кроме того, учитываются союзнические обязательства. И наши Вооруженные Силы наделяются задачей, согласно которой могут привлекаться к устранению кризисных ситуаций не только на территории нашей страны, но и на территории государств союза. Практика в данном направлении у нас уже имеется. Это участие по просьбе военно-политического руководства Республики Казахстан в устранении кризиса на территории данного государства в 2022 году”, – отметил начальник Генерального штаба.
Проектом закона учитывается и стремительно возрастающая актуальность организации противодействия в информационной сфере. В этой связи Вооруженным Силам определяются задачи по участию в создании благоприятных условий в информационном пространстве для достижения политических, экономических и других целей, которые отвечают национальным интересам.
Внесенный на рассмотрение проект закона предполагает корректировку задач Вооруженных Сил в военное время. В данном аспекте с учетом развития международного военного сотрудничества законодательно закрепляется, что вооруженная защита государства может осуществляться как национальными Вооруженными Силами, так и совместно с вооруженными силами союзников.
Предлагаемые изменения законодательства о военной безопасности и обороне в полной мере учитывают инновации Военной доктрины и позволяют более эффективно выстраивать военную политику страны, отметил Павел Муравейко.
По его словам, представленный законопроект отражает согласованную позицию по предлагаемым изменениям всех государственных органов, причастных к обеспечению военной безопасности и обороны государства.

Проект закона “Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны” внесен в Палату представителей Национального собрания Советом Министров 1 августа 2025 года.
Законопроект разработан Министерством обороны в целях реализации плана мероприятий по реализации пункта 2 решения Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 года №6 “Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь”.
Законопроект принят в первом чтении.
Фото Николая Петрова