Электросамокатчики станут водителями. Им и велосипедистам нужно спешиваться. Как предлагают изменить ПДД

Электросамокатчики станут водителями. Им и велосипедистам нужно спешиваться. Как предлагают изменить ПДД

На дорогах и тротуарах должно быть безопасно.

На что обращали внимание граждане во время общественного обсуждения проекта указа Президента по внесению изменений в Правила дорожного движения

В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения.

В проекте указа закрепляются обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.

Сейчас завершилось общественное обсуждение документа. Интерес к нему, кстати, был очень серьезный — от граждан поступило более 600 предложений. На что обращали внимание участники дорожного движения и какие из поступивших предложений найдут свое выражение в новых ПДД?

Почему нужно вносить изменения

Последние изменения в ПДД внесены относительно недавно — в 2022 году. И если самокатчики свое право не спешиваться четко уловили, то вот обязанность заблаговременно замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. В итоге количество аварий с участием средств персональной мобильности (СПМ) в 2023 году выросло на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки законодательства.

Статистика этого года не лучше. За январь — сентябрь 2024 года с участием лиц на СПМ произошло 69 ДТП, в которых погибли 3 человека, получили различные травмы — 71. По велосипедистам статистика не радужнее. За этот же период на пешеходных переходах с их участием зафиксировано 128 ДТП, в которых 2 человека погибли и 127 получили травмы.

Что и как будет меняться

Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика — ограничение скорости в 25 км/ч. Почему именно такая цифра, объяснил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко:

— Мы опирались на международный опыт. Ограничение скорости до 25 км/ч для самокатчиков — распространенная практика во многих странах. К тому же у нас действует техрегламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации.

Александр Шевченко.

Важно подчеркнуть: речь идет именно о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой. То есть если ваш самокат способен разогнаться до 40 км/ч, то ездить на нем вы больше не сможете, даже если в настройках ограничите допустимую скорость до 25 км/ч.

Тут озадачились те, кто приобрел мощные самокаты и с ветерком в волосах рассекал на них по тротуарам. Что делать с моделями, которые больше не подпадают под категорию СПМ? Александр Шевченко объяснил, что с принятием поправок все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам способны передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут считаться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Представитель ГАИ привел пример:

— Некоторые электросамокаты оборудованы сиденьем и способны разгоняться до 50 км/ч. По сути, это уже мотороллер, он же скутер, только электрический. В таком случае необходимо пройти процедуру одобрения типа транспортного средства и затем с документами обратиться в регистрационные подразделения ГАИ. Разумеется, придется получить водительские права соответствующей категории, и вы сможете разгоняться до тех же 50 км/ч только уже не на тротуаре, подвергая опасности пешеходов, а на проезжей части.

СПМ стало так много, что легко запутаться в их классификации. Недавно на рынке появился электрочемодан на колесах. С ним проблем не возникнет: существующие модели разгоняются максимум до 8 км/ч.

Придется спешиваться, но не всегда

Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. При этом Александр Шевченко успокоил: никаких разрешительных документов для езды на самокате получать не придется. Правовые последствия при ДТП для водителя самоката будут такие же, как для велосипедиста.

В числе планируемых ограничений еще одно: для безопасности пешеходов в пешеходных зонах запретят передвигаться на самокатах.

Велосипедистам и водителям СПМ нужно будет спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу и в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.

Однако при разработке поправок старались соблюсти баланс и оставить некоторые бонусы для велосипедистов. Например, им разрешат не спешиваться там, где проезд регулируется отдельным светофором для них. Такой маневр будет безопасен, ведь машины и велосипеды не будут пересекаться даже при повороте направо или налево по стрелке. Аналогичная поблажка будет распространяться и на самокатчиков. Есть еще пару исключений, которые обсуждаются.

Что предлагали

В сентябре ГАИ инициировала обсуждение предлагаемых поправок ПДД. И получила бурный фидбэк: поступило несколько сотен обращений! Заинтересованные участники дорожного движения не только делились своими мнениями, но и выдвигали предложения в комментариях на Правовом форуме Беларуси.

Обращения поступали не только от граждан, но и от профильных организаций, в том числе автошкол, рассказывает Александр Шевченко. Говорит, от пешеходов было много предложений по парковке самокатов на тротуарах:

— Зачастую самокаты бросают где попало. Шеринговые компании стремятся это контролировать, но есть еще над чем работать: самокаты паркуют и на остановках, и посреди тротуаров. Мы учли эти замечания и заложили в указ определенные положения, которые помогут упорядочить парковку самокатов.

Были и другие предложения. Например, повысить возраст, с которого можно передвигаться на самокате. Доля смысла в этом есть: самокаты по сравнению с велосипедами более резкие и мощные, не каждый ребенок справится с управлением. Предлагали также разделить самокаты на категории по аналогии с мототранспортом в зависимости от мощности. Александр Шевченко прокомментировал подобные инициативы:

— Сейчас в Беларуси разрабатывается национальный стандарт, касающийся средств персональной мобильности. Он основывается на международном стандарте, который предъявляет определенные требования к таким устройствам. Прежде всего закрепляет понятие, что относится к СПМ, и определяет основные технические характеристики. 

Подобных технических нормативных правовых актов у нас не было, поэтому существовала некоторая неопределенность. У документа высокая степень готовности. После введения национального стандарта с учетом его положений будут внесены поправки в ПДД.

В планах завершить принятие поправок ПДД к следующему летнему сезону.

К СВЕДЕНИЮ

Министерство внутренних дел подготовило проект во исполнение поручений Администрации Президента и Совета Министров в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно‑транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения.

КСТАТИ

В Национальном центре законодательства и правовой информации подсчитали, что за период обсуждения поступило 627 сообщений от граждан, содержащих комментарии, предложения относительно предлагаемых новаций. И отметили, что Правовой форум Беларуси определен официальной площадкой для общественного обсуждения проектов правовых актов в нашей стране в интернете. Каждый желающий после регистрации на ресурсе может внести свое предложение или оставить отклик. А для ознакомления с предлагаемым для обсуждения проектом правового акта, сопутствующими документами регистрация не нужна.

Последние новости

Горячие новости

В госинспекции напомнили, какие маломерные суда должны проходить техосмотр в Беларуси

27 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

В Могилеве ночью горел магазин «Евроопт» 

27 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

В Могилеве 19-летняя водитель чуть не сбила пешехода — ее лишили прав 

27 мая 2025
Читать новость
Актуально

Родину защищать готовы! В Чериковском районе начались учебные сборы сил территориальной обороны

27 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

Жителю Бобруйска за два месяца незаконной работы грозит 20 лет тюрьмы

27 мая 2025
Читать новость
Горячие новости

Таможенники рассказали, в каких случаях на границе придется объяснить происхождение денег

27 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем