Какие реагенты и насколько часто используются на дорогах Чериковщины зимой? Ответ на этот вопрос в нашей сегодняшней статье

Фото носит иллюстративный характер

Зима в этом году выдалась самая что ни на есть настоящая — со снежными сугробами и морозами. Так сказать, на радость людям и на беду коммунальщикам, которые в первый же снегопад принялись усердно чистить дороги и тротуары от снега и посыпать специальной противогололедной смесью. Бесспорно, дело это нужное. Обеспечить безопасность людей за рулем и простых пешеходов важно.

Но безопасны ли используемые методы борьбы с гололедом для окружающей среды? Какие реагенты и насколько часто используются на дорогах Чериковщины зимой? Каково влияние их на почву, воду, зеленые насаждения? Как обеспечивается безопасность движения в зимний период в зарубежных странах? Есть ли у нас альтернатива существующему методу обработки дорог? На все эти вопросы постараемся ответить в нашей сегодняшней статье.

Как есть

Согласно Гигиеническим требованиям к содержанию территорий населенных пунктов и организаций, тротуары и пешеходные зоны в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в нашей стране. Таковыми являются галитовые отходы солигорских калийных комбинатов, или иначе, галит марки А, который, собственно, и используют повсеместно в нашей стране для обработки дорог. Данный реагент соответствует требованиям СТБ 1158 2013 “Материалы противогололедные для зимнего содержания автомобильных дорог. Общие технические условия”.

— Ежегодно при подготовке к зимнему периоду Чериковским жилкоммунхозом уже в начале сентября производится закупка концентрата минерального галита, который используется в последующем для приготовления песчано-соляной смеси, — рассказывает мастер санитарной очистки и благоустройства Александр Шеламков. — Такая смесь является наиболее эффективной для обработки дорог и тротуаров при любой погоде, и выгодна экономически, если брать в расчет соотношение «цена : эффективность».  Добавление песка позволяет устранить скольжение за счет повышения сцепления любой поверхности с покрытием. То есть при использовании пескосоли работает химико-фрикционный способ (соль плавит, песок улучшает сцепление), позволяющий сделать передвижение транспорта и людей безопасным.  А вот применение «чистой» соли сильно уступает такой смеси в борьбе за безопасность движения.  К примеру, «чистыми» техническими солями нельзя работать при гололеде — так мы только усугубим ситуацию: соль лишь расплавит верхний слой льда, и поверх него мы получим дополнительный слой воды. Также соль практически не работает при температуре воздуха ниже 15 градусов. Не поможет обработка солью и на дорогах с низкой интенсивностью движения: снег покроет ее, и противогололедный эффект будет утрачен. Именно поэтому в зависимости от погодных условий (сильный мороз, умеренный или оттепель) мы готовим смесь для обработки улиц из соли и песка в соотношении 1:2, 1:3 или 1:4.

В этом году нами было приобретено 210 тонн минерального галита. Всего было заготовлено около 1200 тонн песчано-соляной смеси с разной концентрацией соли в ней.

Если говорить о частоте посыпания противогололедной смесью улиц, то здесь все зависит от погодных условий. Техника по очистке и обработке дорог и улиц города и района выходит «на линию» в снегопады. Тротуары, дорожки, территории у подъездов многоквартирных жилых домов очищают и посыпают дворники и уборщики территорий, как правило, в тот же день, когда идет снег. Если свежий снег выпадает в ночное время, то приступают они к работе утром следующего дня.

Всего же за зиму, хорошую, такая как эта, в нашем районе расходуется порядка тысячи, а то и полуторатысячи тонн песчано-соляной смеси. И это с учетом того, что в ведении Чериковского жилкоммунхоза находятся лишь все городские улицы, за исключением улицы Болдина (ее обслуживает техника ДЭУ-77), и все второстепенные дороги на районе (за центральные отвечает ДРСУ-215).

 А как у них? Опыт зарубежных стран в обработке дорог зимой

В Австрии, Германии, Финляндии, Швеции и некоторых других странах используют фрикционный метод обработки улиц. Суть его заключается в разбрасывании зимой на дорогах песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов. Гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко.

Плюс такого метода в его экологичности и возможности повторного использования абразивных материалов. Весной разбросанную крошку вновь собирают при помощи аппаратов, напоминающих пылесос, моют и хранят до следующей зимы. Из минусов стоит отметить то, что такая посыпка задерживается на проезжей части не более чем на полчаса: ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.

Еще один метод обработки улиц в зимний период, придуманный шведским ученым Торгейром Ваа, внедряют в Швеции в экспериментальном порядке. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад. У этого метода ряд плюсов: эффективность, экологичность, долговременный результат. Но имеется один большой минус — нужна дорогостоящая техника.

В США, Канаде используют альтернативные химикаты, в частности, хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. Этот реагент cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше, но и стоит он в разы дороже. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов. Еще один неоспоримый минус в том, что хлорид магния вызывает сильнейшую коррозию металлов.

В Новой Зеландии используют в качестве противогололедных средств кальциево-магниевый ацетат и хлорид кальция. Однако эти средства обладают малой эффективностью, так как действуют при температуре не ниже 7 градусов, а стоимость их довольно высока.

 О вреде и альтернативе

За ответами на вопросы о влиянии подобных песчано-соляных обработок наших улиц на окружающие их экосистемы мы отправились в  Чериковскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— Безусловно, ни о каком положительном влиянии на состояние придорожных экосистем при использовании песчано-соляной смеси говорить не приходится, — поясняет начальник инспекции Андрей Новиков. — Вред очевиден. И наносит его не столько песок, сколько второй компонент смеси — соль. Используемый минеральный галит в противогололедной смеси на 94 % состоит из хлористого натрия, остальные 6 % приходятся на кальций-, магний-, калий и сульфат-иониты в равных долях.  А что такое хлористый натрий, или, как его еще называют, хлорид натрия? Это всем известная поваренная соль — натриевая соль соляной кислоты. В значительном количестве хлорид натрия содержится в морской воде, встречается в природе в виде минерала галита (каменной соли). Опасен он тем, что при использовании в качестве реагента, накапливается в почве. После таяния снегов соль с турбулентными потоками воздуха поднимаются вверх и оседают на деревьях. Это вызывает солевые ожоги, а весной — уничтожает побеги. После засоления почв деревья начинают сохнуть: из-за слишком высокого содержания ионов натрия они не могут брать нужное количество воды. А в последующем это приводит к их полной гибели.

Существует и зависимость состояния насаждений от места их произрастания: деревья, растущие на небольшом удалении от проезжей части (1-й ряд), испытывают большее влияние, чем растения, находящиеся на расстоянии 10-20 м от проезжей части. У них снижается содержание фотосинтетических пигментов, повышается уровень накопления хлора в листьях, а также появляется выраженная асимметрия листьев.

Но стоит учитывать и тот аспект, что количество соли, используемой зимой при посыпке улиц в небольшом городе, таком, к примеру, как наш, гораздо меньше, нежели в областном центре или столице.

Так, согласно старым нормам документа “Зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь”, только на Минской кольцевой автодороге за сезон должны вносить не более 3,5 — 5 миллионов тонн реагентов, но в реальности вносят 6 — 7, иногда до 10. Всему виной неустойчивый климат, переменчивая погода. В 2009 году был принят новый документ, в котором нормы уже не зафиксированы. Как видим, вред, причиняемый реагентом, входящим в состав пескосоли, придорожным экосистемам нашего района, несоизмеримо меньше по сравнению с тем, который они наносят окружающей среде в крупных городах.

Несмотря на все отрицательные стороны использования песчано-соляной смеси, альтернативы существующему методу обработки дорог в зимний период, к сожалению, пока нет. Вернее, другие методы, используемые на дорогах зарубежья, есть, но для нас они в силу разных причин не приемлемы.

Делается много попыток в самых различных направлениях с целью побороть гололед. Но стоит понимать, что чем бы ни посыпали дорогу, воздействие на окружающую среду все равно будет, поскольку речь идет о сотнях тонн вещества. Даже если они не токсичны, не опасны, то все равно их огромное количество проявит негативный эффект.

Поэтому, я уверен, что в ближайшем будущем дороги продолжат «солить». Это вынужденная мера.  Если дороги не обрабатывать солью, то неизвестно какой ущерб будет от аварий, и насколько увеличиться травматизм на улицах. Приходится чем-то жертвовать. И в данном случае, природой. Кто знает, может быть одно «умершее» придорожное дерево спасло сотни жизней?

Надежда Казанкова

Последние новости

Общество

Соблюдение правил пользования централизованными системами водоснабжения

18 мая 2024
Читать новость
Президент

Лукашенко предложил поднять на качественно новый уровень сотрудничество с Эфиопией

18 мая 2024
Читать новость
Актуально

“Мы — верные потомки Отечества”: Чериков посетила делегация из Брянской области

18 мая 2024
Читать новость
Актуально

Супругам ветеранов Чериковского РОВД вручили медали «Жене офицера»

18 мая 2024
Читать новость
Общество

МЧС Беларуси предупреждает о рисках из-за гроз

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Работы по наведению порядка на земле и благоустройству территории населенных пунктов Чериковского района необходимо активизировать

18 мая 2024
Читать новость
Актуально

Руководство Чериковского района поздравляет с Днем работников физической культуры и спорта Республики Беларусь

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Народные приметы на 18 мая 2024 года: что нельзя делать в этот день

18 мая 2024
Читать новость
Общество

Гороскоп на 18 мая: у Скорпионов сегодня день физического подъема, а Стрельцам нужно постараться завершить начатые ранее дела

18 мая 2024
Читать новость
Президент

Лукашенко подчеркнул открытость Беларуси для возобновления диалога с Норвегией

17 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Общество

В порядок выплаты пенсий и пособий внесены изменения

7 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Новолуние в мае: точная дата, время начала и рекомендации астрологов

7 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Народные приметы на 18 мая 2024 года: что нельзя делать в этот день

18 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Народные приметы на 16 мая: что нельзя делать в этот день

16 мая 2024
Стрелка вверх
80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Беларусь помнит! В Черикове отпраздновали День Победы

9 мая 2024
Стрелка вверх
Президент

Лукашенко направился с рабочим визитом в Россию

8 мая 2024
Стрелка вверх
Актуально

На Чериковщине отметили 60-летие КСУП “Езерский”

11 мая 2024
Стрелка вверх
Фотофакт

Поля цветущего рапса с высоты птичьего полета

8 мая 2024
Стрелка вверх