Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц: вопросы и ответы
Организация работы с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №306-З) «Об обращениях граждан и юридических лиц», а порядок рассмотрения данных обращений подробно изложен в приказе МВД Республики Беларусь № 370 от 22.12.2015, утверждающем Инструкцию об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц и ведения делопроизводства по ним в ОВД и ВВ МВД Республики Беларусь.
В то же время в практической деятельности часто возникают вопросы в применении отдельных положений законодательства, поэтому в данной статье я хотел бы остановиться на основных моментах этой сферы служебной деятельности.
– Сроки рассмотрения обращений.
В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 17 Закона и п.24 Приказа течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя.
Например, обращение поступило в организацию, к компетенции которой не относится рассмотрение данного обращения, 10 августа 2018 года (пятница). Так как 11 и 12 августа являются нерабочими днями, срок для направления обращения в соответствии с компетенцией или оставления обращения без рассмотрения по существу (пять рабочих дней) начинает течь с 13 августа 2018 года и заканчивается 17 августа 2018 года.
Обращение поступило в организацию 10 августа 2018 года. Пятнадцатидневный срок для рассмотрения обращения начинает течь 11 августа и заканчивается 25 августа.
Согласно части первой пункта 2 статьи 17 Закона если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.
Например, обращение поступило в организацию 1 февраля 2018 года. Месячный срок для рассмотрения обращения начинает течь 2 февраля и заканчивается 1 марта.
– В какие сроки следует перенаправить обращение, если только часть заданных вопросов относится к компетенции организации?
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Таким образом, в рассматриваемом случае подобное обращение в течение пяти рабочих дней должно быть направлено по компетенции в части вопросов, относящихся к компетенции иной организации (организаций), с уведомлением об этом заявителя.
Вопросы, относящиеся к компетенции организации, в которую первоначально поступило обращение, должны быть рассмотрены по существу и о результатах их рассмотрения должен быть проинформирован заявитель в сроки, указанные в статье 17 Закона.
– Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Надо ли уведомлять заявителя о превышении 15-дневного срока?
Закон предусматривает необходимость уведомления заявителя только при превышении месячного срока. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона и п.24 Приказа в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
– Согласно пункту 3 статьи 17 Закона обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, должны быть рассмотрены не позднее одного месяца. Что входит в понятия ”дополнительное изучение“ и ”проверка“? Нужно ли это подтверждать документально?
Дополнительное изучение и проверка обращения подразумевают рассмотрение обращения с выходом на место, истребование необходимых документов из других организаций, в том числе разъяснений о применении законодательства, получение, при необходимости, объяснений у заявителя и иных лиц, связанных с рассмотрением обращения. При этом проведение дополнительного изучения и проверки целесообразно подтверждать какими-либо письменными доказательствами (например, запросом о предоставлении документов). Их отсутствие может рассматриваться как нарушение 15-дневного срока рассмотрения обращения.
http://uvd.mogilev.by