В эти дни на дорогах района проходит профилактическая акция.

Смена одежды по порам года для человека — закономерность. Такой же закономерностью пару лет назад стала обязанность водителей по замене летней резины на зимнюю на своих автомобилях.

Основной вопрос, возникающий у многих автолюбителей, когда же следует менять шины. На него есть сразу два ответа. Один — законодательный. Второй — логический. Какой ставить во главу угла, попытались разобраться со старшим госавтоинспектором ОГАИ Чериковского РОВД Александром Захаркиным, который в эти дни вместе с другими сотрудниками отделения ГАИ проводит на территории района профилактическую акцию «Зимний тюнинг для машин — правильный протектор шин!»
— Александр Васильевич, что говорит по этому поводу законодательство? Когда стоит сменить резину с летней на зимнюю?
— Согласно требованию Правил дорожного движения, зимняя резина должна быть установлена на автомобиле не позднее 1 декабря и находиться на нем до 1 марта. При этом важно: «зима» устанавливается на всех колесах транспортного средства и должна иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.
— Сводки дорожно-транспортных происшествий на прошлой неделе, когда температура резко стала минусовой и при этом наблюдались осадки в виде дождя, просто пестрили столкновениями и авариями с довольно серьезными последствиями для водителей и пассажиров. Получается, большинство автовладельцев тянут до последнего с переобуванием?
— К сожалению, да. Обычно 90% автолюбителей откладывают смену покрышек, создавая нездоровый ажиотаж с приближением последних дней разрешенного срока эксплуатации летней резины или при первых признаках зимы. Очереди на шиномонтаж достигают своего апогея с первыми заморозками и гололедицей. Но самое печальное, что в таком случае они рискуют безопасностью своей и окружающих. Даже если днем температура за бортом повышается до +10°С, утром нередко дорожное покрытие обледеневает. Если не быть готовым к такой ситуации, то можно легко «слететь» с дороги. Что и наблюдалось в разных уголках нашей страны на прошлой неделе. Поэтому лучше перейти на зимнюю резину заранее: с первыми ночными заморозками, но до первых снежных осадков. Когда водитель меняет резину на зимнюю заранее, то страхует себя от капризов погоды.
— Какие шины допускается использовать зимой?
— В качестве зимних шин принимаются шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «М S» или «АП seasons».
— Некоторые водители считают, что если зимой приходится ездить нечасто, то покупать зимнюю резину не стоит.
— Это неправильная и очень опасная точка зрения, которая часто приводит к фатальным последствиям. Каждый водитель должен понимать, что его жизнь и жизни других людей на дороге напрямую зависят от соблюдения ПДД, а также от возможности предотвратить аварию, а сделать это можно только благодаря правильной резине.
При первых легких заморозках летняя резина имеет свойство по своей естественной природе твердеть и через некоторое время полностью теряет пластичность. Также в холодный период у нее отсутствует трение с дорожным покрытием. Рисунок протектора летней шины не приспособлен для передвижения по снегу и льду. Все это приводит к тому, что в гололед авто будет заносить на поворотах, колеса будут пробуксовывать, значительно ухудшается способность тормозить и моментально возрастает риск аварий на дороге.
— А что Вы можете сказать о «всесезонке»?
— Многим водителям приходит на ум идея использовать одни всесезонные покрышки круглый год. К сожалению, в условиях нашей зимы такой вариант недопустим. Хоть «всесезонка» и входит в перечень шин, допущенных к использованию зимой на дорогах в Республике Беларусь, и, если такие покрышки установлены на вашей машине, штраф платить не придется, однако стоит помнить, что всесезонные шины разработаны для более мягкого европейского климата.
Проведем простую аналогию: в демисезонной обуви хорошо себя чувствуешь довольно короткий период времени. Летом в них становится жарко, зимой — холодно и скользко. Точно также и со всесезонной резиной. По своим свойствам она уступает как летним, так и зимним покрышкам. Используемые материалы недостаточно жесткие, поэтому быстро изнашиваются летом, но и недостаточно мягкие, поэтому плохо держат дорогу зимой. Такие шины являются оптимальным вариантом только в местности, где средняя температура близка к 0°С. По факту оказывается, что «всесезонка» не может соперничать с зимними моделями ни на льду, ни в рыхлом снегу, ни при езде по сухому холодному асфальту.
— Какой штраф грозит тем, кто не успел или не захотел вовремя сменить шины на зимние?
— За неиспользование на транспортном средстве зимних шин предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 0,5 базовых величин (ч.5 ст. 18.22 КоАП).
В случае же, если на транспортном средстве установлены зимние шины, но остаточная высота рисунка протектора составляет менее 4 мм — штраф составит до 1 базовой величины. Повторное в течение года подобное нарушение повлечет штраф от 2 до 5 базовых величин. Но, пожалуй, самое суровое наказание в случае ДТП автовладелецу вынесет сама дорога.
— Что еще можете посоветовать водителям в преддверии зимы?
— Недостаточно к морозному сезону подготовить только машину, следует и самим перестроиться на зимний стиль вождения. Необходимо выбирать безопасную скорость и дистанцию с учетом состояния дороги, отказаться от рискованных маневров и лишних перестроений, избегать резких торможений. Необходимо обдумывать каждое свое действие, управлять транспортом спокойно и аккуратно. Именно дисциплинированность, спокойствие и осмотрительность при вождении помогут преодолеть все трудности зимней дороги.

Наталья МАЙСКАЯ.