Троицкий собор. Фото нач. XX века.

В сквере «Трехугольник» недавно сооружен Поклонный крест на месте, где некогда возвышался великолепный каменный собор, возведенный по проекту академика архитектуры Тона. При каких обстоятельствах он был построен, каким был, кто служил в нем? Мы ответим на эти вопросы, помня, что храм был некогда жемчужиной церковной архитектуры.
После подавления восстания 1863 г. в рамках программы строительства православных храмов был построен и Троицкий соборный храм в Черикове. К этому времени (23 июня 1863 г.) деревянная Покровская соборная церковь сгорела. Ее восстанавливать не стали, и рядом с пожарищем осталась действовать Николаевская церковь.
В 1867 г. архиепископ Евсевий освятил новый каменный Троицкий храм, построенный на месте обветшавшей деревянной церкви, известной с начала ХVII века. Сейчас здесь расположен сквер «Трех-угольник» и на месте храма поставлен поклонный крест. На строительство храма была израсходована огромная по тем временам сумма – около 28 тысяч рублей. Большая часть средств была выделена из казны. Среди местных жителей также собирались пожертвования на храм. Большую долю этих пожертвований внес богатейший помещик Чериковского уезда Михаил Иванович Голынский.
Рядом с соборной церковью находилась деревянная, однокупольная, «теплая», во имя архистратига Михаила церковь. Она была возведена в 1875 г. Рядом с этой церковью, на месте нынешней автостанции, стоял 2-х этажный деревянный дом М. Голынского, основного «спонсора» церкви, а также был разбит сад, принадлежавший Голынскому.
Инициатором строительства новой Троицкой церкви был протоиерей Афанасий Абрамович, поставивший также вопрос о соединении Покровского и Троицкого приходов в городе в один – Троицкий, что и было сделано. В состав этого прихода в 1865 г. вошли, кроме города, следующие деревни: Гронов, Горки, Веприн, Журавель, Мирогощь, Монастырек и Ушаки. Собор был построен по проекту архитектора К. Тона, впоследствие ставшего академиком архитектуры в византийском стиле.
Храм являлся высотной доминантой в панораме города. Пять шатрообразных завершений церкви образовывали силуэтную композицию, которая эффектно выделялась на фоне малоэтажной застройки. Троицкий храм, как и другие проекты Тона, был решен центричным, крестовым в плане объемом, завершенным пятикупольем, поднятым над шатрами центрального восьмигранного светового барабана, и угловыми четвериковыми колокольнями. Сдвоенные колонны, фланкирующие фасады подчеркивают стройность и мощь сооружения. В архитектуре широко использованы формы древнерусского церковного зодчества: килеподобные фронтоны и лиштвы арочных оконных проемов, пояса кокошников, архитектурные фризы, карнизы с поясами сухариков, угловые лопатки
Соборную Троицкую церковь посетил во время инспекционной поездки в 1893 г. Могилевский архиерей Ириней (Орда), которого торжественно встречали в каменном соборе. «Ожидала Владыку громадная масса народа. Все учащиеся в уездном и приходском училищах, а также и ученицы женской смены для встречи Преосвященного были выстроены рядами от церковной ограды до дверей храма. Посреди образованной таким образом дороги заняли место ученики-певчие, духовенство, городской голова с хлебом-солью…», сообщал корреспондент «МЕВ».
Сохранилось описание Троицкого храма, сделанное в 1898 г. во время инспекционной поездки по Чериковскому уезду архиепископа Михаила. Корреспондент «Могилевских Епархиальных Ведомостей», сопровождавший архиерея в поездке, сообщал: «В городе соборная церковь холодная, каменная, 5-ти главая, на башнях помещаются колокола, трехпрестольная, благолепная, но маловместительная, содержится чисто; другая теплая, деревянная, тесная, находящаяся в городском саду; алтарь небольшой и мрачный; свечи пред святыми иконами скудные; паникадило малое и неопрятное. Утварь и ризница церковные приличные; библиотека порядочная; в ней имеются книги исторические, свято-отеческие творения и проповеди. Поют в церкви любители церковного пения при участии псаломщиков. Прихожан обоего пола 5381 д.; приход состоит из чиновников, мещан и крестьян, рассеянных по деревням в 3, 4, 5, 8, 10 и 15 верстах от города; сообщению с дальними деревнями препятствует р. Сож. Причт из 5-ти членов – протоиерея, священника, дьякона и 2 псаломщиков. На содержание причта положено от казны в год 1920 рублей 80 коп. Земли при церкви 150 десятин. Настоятель соборной церкви имеет собственный дом, а прочие члены причта помещаются в наемных квартирах. Есть церковно-приходское попечительство, в кассе коего 272 р. 68 коп. В городе имеются уездное и приходское училища Министерства Народного Просвещения, а в деревнях 4 церковные школы грамоты и одна организованная; в них обучалось мальчиков 119 и 1 девочка».
К сожалению, мы не можем дать характеристику интерьера храма с натуры. Но, имея в виду, что по образцу тоновских храмов в 1870 г. была возведена сохранившаяся Ильинская церковь в Бешенковичах, можно предположить, что внутреннее пространство храма динамично раскрывалось в световой барабан. Он поддерживался парусами. Подкупольные колонны служили средством организации пространства. По свидетельству «МЕВ», храм имел три престола: главный во имя Живоначальной троицы, северный – Святителя Николая и южный – Покрова Пресвятыя Богородицы. Во внешнем облике храма чувствуется высокий уровень мастерства авторов, их умений так вписать сооружение в городскую среду, чтобы максимально выявить их достоинство.
Первым настоятелем соборной церкви после ее постройки был А. С. Абрамович. Памятная книжка Могилевской губернии за 1866 г. сообщает: Протоиерей Афанасий Стефанович Абрамович. Законоучитель, 64 года. Имеет ордена Святой Анны 2 и 3 степеней, наперсный крест и медаль на Андреевской ленте. Получает жалованье — в уездном училище — 150 р., в приходском — 45 р., в женской смене — 25 р. в год. Окончил Могилевскую духовную семинарию. Проживал в собственном доме. Он же был протоиереем и благочинным в 1871 г. и занимал эти должности до 1895 г. Во время благочиния Абрамовича рядом с Троицкой соборной церковью была выстроена деревянная теплая Свято-Михайловская церковь.
Протоиерея А. С. Абрамовича сменил в должности Александр Кириллович Стратонович. Он родился в семье потомственных священнослужителей. Представители рода служили священниками и в других уездах губернии, один представитель семейства был монахом Охорского монастыря. Александр Стратонович вступил в должность священника соборной Троицкой церкви 9 октября 1867 г. В 1895 г. стал протоиереем Троицкой церкви и чериковским благочинным. Одновременно он исполнял обязанности председателя уездного отделения епархиального училищного совета, был законоучителем уездного училища, депутатом от духовенства уездного комитета попечительства о народной трезвости. Стратонович служил настоятелем храма не позднее 1912 г., так как в этом году должность занимал Михаил Николаевич Страдомский.

Утраченное наследие Чериковщины.  Троицкий собор
Страдомский М. Н.

В «Ведомости подворных участков города Черикова» указывается на наличие в 1903 г. у Стратоновича 3-х участков с домами. Два дома он сдавал жильцам, а в самом большом, который располагался рядом с костелом, напротив современного здания Беларусбанка проживал сам с семьей.
Евгений Свентицкий, проживавший в Черикове в конце XIX в., описывал, как отмечали престольный праздник (Святой Троицы) с участием Стратоновича в городе. Заканчивая обедню, отец Александр нарочито неспешно торжественным шагом в сопровождении причта, многочисленной семьи и ближайших знакомых, опираясь на посох, отправлялся домой. Отдохнув, примерно через час, он начинал принимать визитеров, которых приглашал на праздничный пирог. Вечером огромный дом отца Александра был полон гостей. Одни, люди постарше, играли в винт и преферанс, молодежь танцевала в зале, а в гостиной дамы обсуждали чериковские новости. В 12 часов ночи парадный ужин с праздничным пирогом, огромным количеством прочих яств и напитков. Хлебосольным был Стратонович, широким и отзывчивым по натуре человеком, за что его и уважали верующие.
Благочинный о. Александр Стратонович похоронен на местном кладбище, даже могила сохранилась до нашего времени. Зато его сын Сергей, тоже ставший священником, при новой власти подвергся ссылке в Сибирь, где и скончался. В 1909 году в Соборной Троицкой церкви продолжал служить протоиереем и благочинным Александр Стратонович, дьяконом — Леонтий Лобов. Через два года в храме уже служили протоиереем коренной чериковлянин Михаил Страдомский, вторым священником — Георгий Бекаревич, прибывший из Самотеевичской Троицкой церкви. В декабре 1916 г. дьякон Чериковского собора Александр Лобов был рукоположен в сан священника, а псаломщик этого же собора Михаил Агеев – в сан диакона.
Перед Октябрьской революцией настоятелем соборной Троицкой церкви оставался протоиерей Михаил Страдомский, священником – Николай Цитович. Страдомский Михаил Николаевич, родившийся в Черикове в 1872 г., был до самого закрытия в 1934 г. последним настоятелем соборного храма в Черикове.
Прихожане Троицкой церкви торжественно отмечали храмовые праздники Покрова — 1 октября, Троицу — в понедельник, на другой день Пятидесятницы. 1 августа было водоосвящение.
Трагична послереволюционная история Троицкой церкви. 23 февраля 1922 г. был издан декрет об изъятии церковных ценностей. На местах создавались комиссии по изъятию имущества храмов. 6 апреля 1922 г. Гомельское ГПУ издало секретную «Инструкцию по изъятию церковных ценностей». По этой инструкции, в уезде, помимо официальной комиссии, была создана секретная руководящая комиссия по изъятию.
В Чериковскую секретную комиссию по изъятию вошли секретарь Укома РКП Дмитриев, председатель уездного исполкома Ерошевский, уездный военком Мисников, уполномоченный УГОГПУ Вольный. Председателем комиссии был Дмитриев. Была создана также уездная комиссия по приемке ценностей в составе Шаха, Каплунова, Лагутенко, Шнейдера, Костричко.
На заседании уездной секретной комиссии 23 апреля было предложено комиссии приступить к изъятию и приемке ценностей 26 апреля в Черикове в 11 часов утра в соборной церкви и малой (Михайловской), а 24 апреля – в синагоге. Отряд ЧОН был переведен на караульное положение. Коммунисты и милиция были также переведены на особый режим. На 28 апреля было намечено начать изъятие в деревнях.
11 января 1935 г. председателям сельсоветов было направлено распоряжение за подписями председателя райисполкома Ратайко и секретаря райкома Ветрова, в котором напоминается, что они ранее досылали требование по поводу проведения массовой работы по сбору подписей «на із’яцце пад культпатрэбы Чэрыкаўскай каменнай царквы, якое не было выканана». Они в категорической форме потребовали «сабраць подпісы не пазней 25 студзеня гэтага года і ўсе матэрыялы даслаць у гарвыканкам».
Это требование было выполнено. С соборного Троицкого храма был сброшен 70-ти пудовый колокол, а в мае 1935 г. с закрытой ранее церкви было изъято имущество. В ходе изъятия сотрудник горсовета Гуревич и родственник председателя горсовета Марьясина, счетовод Квакшиц фактически разворовали это имущество. При этом Марьясин всячески покрывал воров, что, как и сам факт присвоения церковного имущества, вызвало бурю недовольства в городе. В Черикове развернулось движение за возвращение здания церкви под культовые нужды. Марьясин был снят с работы, исключен из партии, а Квакшиц и Гуревич – осуждены. Специально созданной комиссии было поручено проверить, на какие культурные нужды и потребности детей было использовано конфискованное церковное имущество.
Перед войной в бывшем церковном здании размещались учебные мастерские средней школы № 1. В 1943 г. здание было разобрано оккупантами на кирпич для строительства укреплений против наступающих войск Красной Армии.
Последний настоятель собора Страдомский М. Н. в 1937 г. был арестован, приговорен 24 сентября этого же года тройкой НКВД к 10 годам лагерей. Михаил Николаевич Страдомский умер в пересыльном лагере у г. Медвежьегорска в Карелии. Фотографию отца Михаила нам прислал его внук Юрий, живущий сейчас в Гомеле.
Егор ФАнтанский,
учащийся 10 класса,
Егор Калинников,
учащийся 9 класса ,
Кристина САНЬКО,
учащаяся 11 класса ,
СШ № 2 г. Черикова.
Василий Стефанович
Максименко,
научный руководитель –
заведующий отделом по
ОД Чериковского ЦТКиЭ.