В процессе создания очередного видео для официальной страницы в Инстаграм.

Сев за компьютер, чтобы написать эту статью, я почему-то совершенно случайно вспомнила легендарного героя Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Точнее его фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения». И неслучайно. Перефразировав ее, я получила утверждение, которое в полной мере отражает реалии и тренды нынешней жизни людей: «Работа в соцсетях — не роскошь, а средство продвижения».

Ведь, согласно последним исследованиям социологов, почти 90 % пользователей всемирной паутины регулярно для общения и получения информации используют социальные сети. А эпидемиологическая ситуация, которая в этом году во многом изменила привычный уклад «общественной» жизни людей, только упрочила «позиции и значимость» аккаунтов. Сегодня соцсети для многих — это и почта, и средства массовой информации, и магазин… Скажете, ничего удивительного? Согласна. А если мы добавим в этот ряд слово — музей? Уверена, некоторые удивятся. Но жизнь такова, что и это стало реальностью.
К примеру, уже больше года Чериковский историко-краеведческий музей имеет собственную страницу в популярной социальной сети Инстаграм. Узнать об интересных исторических фактах из жизни родного района теперь можно, находясь в любом месте. Для того чтобы рассказать вам о том, как появилась идея создать для чериковлян культурно-музейное пространство в сети, чем отличается такая форма работы с виртуальными посетителями от традиционной, мы встретились с директором музея Яной Шуликовой.

— Яна Михайловна, я сама приблизительно полгода назад стала подписчицей вашей музейной странички и успела оценить удобство возможности знакомиться с музеем и «его содержанием» таким образом. Расскажите, как и когда появилась идея создать страницу в социальной сети?
— Разговоры о необходимости внедрения такой формы работы в нашем коллективе возникали еще, когда его возглавляла Ольга Рубанова. Площадкой изначально планировали выбрать социальную сеть Вконтакте. Я тогда только пришла работать в музей. В сентябре прошлого года в музее произошли кадровые изменения. Меня назначили на должность директора, и эти планы уже реализовывать пришлось мне. Перед созданием страницы я изучила опыт коллег из разных музеев Беларуси, пересмотрела их формы подачи информации на сайтах и в соцсетях. Для меня это было важно, потому что я не имела особого опыта работы с официальными страницами.
По техническим причинам создать аккаунт в ВК у нас не получилось, поэтому мы выбрали еще одну популярную сеть Инстаграм и в сентябре прошлого года создали официальную страницу «museum.cherikov».
— А какую цель Вы перед собой ставили, когда создавали официальную страницу музея? Проще говоря, зачем она нужна?
— В первую очередь мы хотели оперативно оповещать чериковлян и гостей города о том, какие мероприятия готовятся и проводятся в нашем учреждении. Старый вариант черно-белых афиш в наше время не так привлекателен, как был раньше. Поэтому, используя яркие цветные афиши и своевременно размещая их в соцсети, мы решили увеличить вероятность того, что наши выставки посетит большее количество людей.
Еще одна важная задача, которую мы перед собой ставили, создавая страницу музея, — это привлечь как можно больше молодежи в музей, приобщить их к культурной жизни, познакомить с историей родного края. И в этом, конечно, нам очень поспособствовало то, что мы выбрали Инстаграм, так как именно эта соцсеть пользуется большой популярностью у молодежи Чериковщины.
Ну и в-третьих, мы стремимся сделать «музейную» информацию более доступной. Ведь согласитесь, в череде рабочих будней и домашних хлопот не все и не всегда находят время, для того чтобы сходить в музей, посетить ту или иную выставку. А размещая посты с интересной исторической информацией, мы занимаемся не чем иным, как просвещением.
К слову, еще в начале года не все музеи нашей области имели официальные страницы в социальных сетях, но теперь, и в силу пандемии, и в силу необходимости становится «ближе» к посетителям, такая форма работы — это норма практически для всех музеев. Конечно, такой вид взаимодействия в целом в нашей стране и мире далеко не новый. Например, крупные, известные, белорусские и зарубежные музеи уже давно обзавелись собственными сайтами и аккаунтами в соцсетях. А их сотрудники проводят для подписчиков виртуальные экскурсии и прямые трансляции из залов с экспозициями. Но для наших небольших провинциальных музейных учреждений такой вид работы в новинку. Он только зарождается, и думаю, чем дальше, тем более востребован будет.
— Каким принципом Вы и Ваши коллеги руководствуетесь при отборе материалов для публикации в Инстаграм?
— Как правило, мы делаем это по принципу событийности. То есть большинство наших публикаций привязано, конечно же, к проводимым выставкам, а также к каким-либо значимым датам, ярким событиям из истории района. Так, к примеру, в этом году мы открыли и ведем рубрику «Помним…Гордимся», приуроченную к 75-летию Великой Победы, где цикл публикаций был посвящен нашим землякам — участникам военных действий. К Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей была создана серия публикаций о жертвах фашизма — уроженцах Чериковского района. В конце мая этого года мы запустили рубрику «Их именами названы улицы города».
А еще, так как специфика Инстаграма заключается в визуальном воздействии на подписчиков и просто посетителей страницы, то большое количество наших постов — это старые архивные фото.
Но иногда публикуемый пост может быть совершенно спонтанным и ни к чему «не привязанным». Их мы относим в рубрику «Знакомство с экспонатом». Сейчас она несколько трансформирована и называется «История одного экспоната».
— А сколько всего экспонатов насчитывается в музее?
— Основной фонд музея насчитывает более 9000 экспонатов, а дополнительный — порядка 3000, поэтому, как вы понимаете, нам будет чем удивлять и дальше наших читателей и подписчиков.
— В последнее время на странице музея стало все чаще использоваться, наряду с фото, еще и видео. И имеющиеся рубрики, те же «История одного экспоната» и «Помним…Гордимся», уже наполняются ими.
— Да. Вы правильно заметили. Эту работу мы активизировали этой осенью. И все благодаря приходу нашего молодого специалиста Владислава, который работает в кадре, а затем монтирует видео. Хочу отметить, что видеоконтент уже оценили наши подписчики. Видео о ветеране войны Фоме Ивановиче Романенко просмотрели более 440 раз… Совсем недавно опубликовано два видео из рубрики «История одного экспоната». И это только начало.
— Как Вы считаете, благодаря работе в Интернет-пространстве, выполняются ли поставленные Вами цели и задачи? Этот вид работы имеет отклик у ваших подписчиков, он востребован?
— Однозначно — да. Люди, несмотря на то, что, казалось бы, могут увидеть некоторые из экспонатов на экране своих гаджетов, стали приходить активнее в сам музей. И пусть это не поток из посетителей, но их действительно становится больше. Безусловно, наши основные визитеры — это дети, которые посещают экскурсии с одноклассниками. Но отрадно, что приходят и родители с детьми, и бабушки с дедушками, и просто взрослые люди, которые говорят: «Мы увидели ваш анонс в соцсети и решили посетить выставку». Это и есть индикатор необходимости этого вида работы.
— 7 ноября мы будем отмечать очередную годовщину Великой Октябрьской революции. Чем будет удивлять музей?
— Скорее не удивлять, а освежать историческую память. Мы предлагаем своим посетителям вновь вспомнить те вехи истории, которые были связаны с революционными событиями. В период со 2 по 23 ноября мы приглашаем посетить регулярно действующий выставочный зал нашего музея, посвященный Октябрьской революции, который дополнен новыми экспонатами. Кстати, афиша-приглашение уже размещена на нашей официальной страничке в Инстаграм. Мы с большим удовольствием ждем всех желающих.
— Остается только пожелать Вам и Вашему коллективу успехов в продвижении родного музея, его популяризации среди нашего населения. И спасибо за беседу.

Работа в соцсетях — не роскошь,  а средство продвижения

Яна Шуликова.Работа в соцсетях — не роскошь,  а средство продвижения

Работа в соцсетях — не роскошь,  а средство продвижения