На посту - Галина Бедовик

Железная дорога всегда вызывает у меня чувство ностальгии и самые яркие воспоминания, которые связаны с детством и юностью, родительским домом. От деревни, в которой я выросла,  она располагалась совсем недалеко. Чтобы было понятнее — минутах в пятнадцати ходьбы. И связывала столицу нашей родины с такими большими городами, как Борисов и Орша. Поэтому даже сейчас по стуку колес и звуку «идущего» состава я могу определить, что едет: электричка, пассажирский поезд или грузовой.

А еще большим событием для нас маленьких (меня и двух моих братьев) была необходимость отправиться в город на электричке. Сначала мы делали это с мамой, потом, когда стали взрослее — одни. Наша небольшая станция, вернее остановочный пункт с «сочным» советским названием «Пролетарская победа» до сих пор встречает и провожает своих пассажиров.

Точно так же как и станция агрогородка «Веремейки». Посетив ее на этой неделе, я словно очутилась в своем детстве и юности.

Станционные лавочки, билетный кассир, перрон, зал ожидания и особая атмосфера. А чувство «предстоящего пути» появилось само собой, хотя уезжать я никуда не собиралась.

Цель моего визита была служебной. На эту единственную в Чериковском районе железнодорожную станцию я приехала, чтобы чуть больше узнать и рассказать читателям о работе тех, кто в это воскресенье отметит свой профессиональный праздник — День железнодорожника.

О работе тех, кто в это воскресенье отметит свой профессиональный праздник — День железнодорожника Святая святых

Начальник станции Галина Бедовик встретила меня и сразу же провела в святая святых — аппаратную дежурного по станции. Множество кнопочек, тумблеров, телефон, компьютерная техника — все это помощники в их работе. Именно здесь обеспечивается главная задача станционных работников железной дороги — безопасный пропуск грузовых и пассажирских поездов. А еще аппаратная помогает поддерживать связь с диспетчером в Могилеве и другими дежурными на станциях, которые расположены по пути следования состава, тем самым отслеживать график движения поездов, своевременно оповещать пассажиров об их прибытии.

— Знаете, часто приходится слышать от своих, местных: «Ой, ну что вы там работаете? Вышли, палкой помахали и ушли обратно»,  — с улыбкой говорит Галина Владимировна. — И их можно понять, ведь они сути и глубины всей нашей работы не видят. Она происходит на определенном невербальном уровне, с помощью сигналов. Дежурный выходит на пост, подает сигнал машинисту, который ведет поезд, о том, что путь свободен и нет никаких преград для остановки на станции. Он в свою очередь гудком говорит мне, что увидел сигнал и принял информацию. При движении поезда по станции дежурный также оценивает, как ведут себя колесные пары, вагоны, идущие в сцепке с локомотивом:  нет ли заклинивания, задымления. При движении грузовых поездов мы следим, нет ли разрушений грузов, протекания, просыпания. При отправлении — ждем того момента, когда увидим хвост поезда, а точнее хвостовой сигнал — три огонька, горящие красным светом. Если один из них не горит или горит слабо, значит не все в порядке, о чем мы опять же сигнализируем машинисту.

А еще в обязанностях дежурных по станции: отслеживание высадки и посадки пассажиров, развод поездов, идущих в противоположных направлениях, так называемая работа стрелочника. Вся ответственность за процессы, которые происходят на железнодорожных путях, лежит не только на плечах машинистов, но и станционных дежурных. Несут они свою вахту и днем, и ночью — по сменам.

О работе тех, кто в это воскресенье отметит свой профессиональный праздник — День железнодорожника
На связи с диспетчером Могилевского отделения

Один за всех

и все за одного    

Признаюсь, за 10 лет жизни в Чериковском районе, я никогда не была на станции Веремейки и когда ехала, то казалось, что она будет сродни моей родной «Пролетарской победы», где сидит женщина и продает билеты пассажирам. Но именно Галина Владимировна внесла ясность: в моей деревне располагается просто железнодорожный остановочный пункт,  а станция — понятие более «весомое», а поэтому и штат сотрудников значительно больше, чем несколько билетных кассиров.

— У нас работает 8 человек, — рассказывает про своих коллег Галина Бедовик. — Есть четыре дежурных по станции, которые работают посменно. Это Сергей Волков, кстати, единственный мужчина, Ольга Исаченко, Марина Кононкова и Юлия Прохоренко. За чистотой на территории станции следит станционный рабочий Анна Астрейко. Билетным кассиром трудится Татьяна Муравьева. Юлия Грищенко занимает должность агента коммерческого по транспортному обслуживанию. В ее обязанности входит работа с организациями по погрузке вагонов. В частности, здесь у нас находится погрузочная станция Чериковского лесхоза. Из-за пандемии, конечно, объемы отгруженных вагонов снизились. За этот месяц всего отправлено 122 вагона. Немного. Но мы надеемся, количество будет постепенно расти.

Несмотря на то, что каждый работник станции имеет свои обязанности, взаимозаменяемость  — одна из особенностей этого коллектива. При необходимости подмены отпуска или ухода на больничный, на выходной начальник  и дежурные по станции могут заменить и станционного рабочего, и кассира билетного, и коммерческого агента.

Любовь к ж/д  —

на генном уровне

Есть в коллективе и представитель трудовой династии работников железной дороги. Это Юлия Прохоренко. В беседе мы расспросили молодую сотрудницу станции о том, как судьба привела ее к нынешней  трудовой стезе. Говорит, путь в эту профессию был долгим и сложным, но цель, которую поставила перед собой, она все-таки достигла. В 26 лет, уже имея среднее-специальное образование портного-закройщика и высшее — педагога начальных классов и дефектолога, она решила кардинально изменить род занятий: сдала ЦТ и подала документы в Оршанский государственный колледж железнодорожного транспорта. Училась заочно и после окончания сразу же пошла работать на железную дорогу. Сначала три года трудилась билетным кассиром в Чаусах. Затем место освободилось на станции «Веремейки», и теперь девушка работает в родной деревне. Тяга к именно этому роду занятий, по-видимому, передалась с генами, от отца, который в свое время работал машинистом грузовых поездов, затем аккумуляторщиком по станции «Могилев». Старший брат Юлии Александр Булавко тоже связал свою судьбу с железной дорогой. Теперь он начальник пассажирского отдела Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Юлия призналась, что нисколько не жалеет, что в один прекрасный день решила поменять свою профессиональную жизнь. Она, как и все ее коллеги, относится к числу работников, которая получает настоящее удовольствие от того, чем занимается.

О работе тех, кто в это воскресенье отметит свой профессиональный праздник — День железнодорожника
Юлия Прохоренко на посту безопасности

Очень четко и слаженно

К слову, ее действия на смене были идентичны тем, которые во время посещения нами станции выполняла, выступая в качестве дежурного, Галина Бедовик. Все очень четко и слаженно. Еще бы, ведь Галина Владимировна работает на ж/д станции «Веремейки» с  24 августа 1984 года. Сама родом с Украины, а попала в могилевский край после окончания учебы в Брестском железнодорожном училище.

— Все просто: практика в Кричеве, затем направление на станцию «Веремейки», здесь замужество и дальнейшая жизнь, — говорит она.

Наша беседа  прерывается. Галина Владимировна должна сделать объявление.

— Уважаемые пассажиры, на второй путь от пассажирского здания прибывает поезд региональных линий эконом-класса «Кричев-Могилев», — слышу я и те люди, которые уже находятся на перроне и готовы отправиться в путь.

Затем Галина Владимировна одевает свою яркую красную пилотку, берет двухсторонний ручной сигнальный диск и выходит, для того чтобы встречать прибывающий пассажирский поезд.

— А откуда у вас появилось  желание работать на железной дороге? — спрашиваю я уже на улице.

— Еще в детстве, там, на Украине, луг, где мы пасли коров, разделяли железнодорожные пути, — говорит, глядя в даль, Галина Владимировна. — И я всегда, только услышав гудок поезда, с большим интересом бежала поближе, чтобы понаблюдать, как мимо проезжают вагоны…. Отчасти эти детские впечатления стали причиной моего выбора профессии.  И знаете, я люблю дело, которым занимаюсь.

— Но ведь это монотонно, — пытаюсь возразить я. — Одно и то же каждый день: встречать и провожать поезда…

Собеседница смеется.

— А вам не кажется, что мы все каждый день, вне зависимости от профессии, делаем одно и то же? — задает она риторический вопрос и тем самым обезоруживает меня.

 

Здравствуй, Галина!

Вдали появляется поезд. Галина Владимировна спускается по ступенькам и занимает специальное место дежурного. Рядом символичный аншлаг с надписью: «Пост безопасности». Рука взмывает вверх, машинист отвечает на этот сигнал протяжным гудком. Полная остановка поезда, двери открываются и на перрон из вагонов выходят, словно бисер высыпаются, довольные пассажиры с пакетами, сумками, покупками…

— Здравствуй, Галина! — с радостью от того, что наконец-то дома, произносят знакомые и за столько лет уже родные односельчане.

Каждого она встречает очаровательной улыбкой, расспрашивая о настроении, о том, что нового видели и где были, при этом зорко наблюдает за тем, что происходит с составом. И вот вновь рука с сигнальным знаком вверху, ответный гудок машиниста и поезд отправляется дальше,  а Галина Владимировна возвращается в аппаратную — нужно передать сведения диспетчеру и ждать следующий поезд.

* * *

Я прощаюсь, благодарю за беседу и уже по пути домой ловлю себя на мысли, что в очередной раз  убедилась в важности и необходимости каждой профессии. Даже той, которая, на первый взгляд, кажется совершенно простой и незначительной…