Новые идеи воплотились в жизнь

В рамках масштабного проекта «Сетевое взаимодействие для улучшения возможностей занятости в сельских районах Могилевской области» на базе ГУО «Лобановский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа» воплотилась в жизнь очередная инициатива учреждения «Социальные швейные мастерские».

На выделенные средства были приобретены  для школы швейно-вышивальная машина, оверлок, две швейные машины, прессы для установки люверсов и обтяжки пуговиц. А чтобы школьный швейный мини-цех работал автономно без использования электрической сети, планируется приобрести и установить на выделенные деньги еще и солнечную электростанцию. В планах – обучение 20 учеников комплекса и столько же местных жителей агрогородка, которые в дальнейшем бы могли отремонтировать свою одежду, пошить новые вещи для себя и своей семьи.

– Пока ситуация с коронавирусом вносит свои коррективы в наши планы, и мы не можем организовать торжественное открытие мастерской,– делится директор учреждения Александр Осипенко,– как и провести запланированное обучение швейным азам. Но мы в сложившейся ситуации нашли выход из положения: будем пока обучать школьников и своих же сотрудников комплекса – жителей агрогородка, а потом, когда пандемия пойдет на спад, займемся мастер-классами с другими жителями Лобановки.

Кроме этого, на данный момент реализуется крупный проект с бюджетом более 600 тысяч евро партнерскими районами и «Международным фондом развития сельских территорий». Заявителем и основным исполнителем является Славгородский райисполком, партнеры – Чериковский, Краснопольский, Кличевский, Быховский райисполкомы. В рамках проекта «Сетевое взаимодействие для улучшения возможностей занятости в сельских районах Могилевской области», финансируемого Европейским Союзом, зарегистрированного в базе данных программ и проектов Международной технической помощи Министерства экономики Республики Беларусь, было  запланировано проведение двух конкурсов местных инициатив и двух конкурсов региональных инициатив. В первом конкурсе местных инициатив мы приняли участие как микрорегион «Лобановка SMART». На втором этапе была поддержана одна из инициатив «Социальные швейные мастерские».

Вслед за конкурсом местных инициатив прошел конкурс региональных инициатив, где мы выступали партнерами в двух инициативах «Школа кооператора» – совместно с Краснопольким, Быховским и Кличевским районами. В рамках инициативы запланирована серия обучающих мероприятий для повышения потенциала владельцев личных подсобных хозяйств.

На базе ГУО «Лобановский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа» воплотилась в жизнь очередная инициативаТакже учреждение выступило партнером в рамках реализации инициативы «Креативные технологии», подразумевающая  создание сети обучающих мастерских, целью которых является научить население пошиву одежды, разработке ее дизайна, в дальнейшем – создание коллекций моделей одежды. Основной заявитель инициативы – Быховская централизованная клубная система, а уже наше учреждение и Кличевский РЦСОН – партнеры. Мы в данном проекте отвечаем за разработку и пошив кожгалантерейных изделий. Должно поступить специальное оборудование на сумму 1,5 тысяч евро. Так что вслед за открытием швейной мастерской нам предстоит еще осваивать новое оборудование и реализовывать очередную инициативу.

Как отметил руководитель УПК, идею создания швейного цеха в учреждении продиктовала сама жизнь, поскольку в наличии была одна швейная машина, а в большинстве своем учащиеся 70% –  это девочки.

– Стоял вопрос: «Как, к примеру, девятерых девочек обучить шитью на одной машине?»,– рассуждает директор учреждения.– В нашем случае это выглядело бы так: одна отрабатывает строчки, а восемь других просто наблюдают. У нас сейчас же имеется пять рабочих мест (купленная раньше швейная машинка тоже установлена в мастерской), и каждой ученице найдется дело. У девчонок глаза «горят», а это значит, что все наши усилия не напрасны.

Во время посещения модернизированного швейного цеха, а это большое просторное помещение с хорошим освещением, внимание к себе приковала специальная мебель – мечта любой рукодельницы. Столы легко превращаются в малогабаритные тумбы, и внутри них есть место для самой машины и ее принадлежностей. А еще были приобретены  настольные органайзеры швеи для катушек ниток и другого необходимого инструмента, позволяющие держать все нужное под рукой, и самое главное, в порядке. Швейно-вышивальная машина – также из разряда фантастического для простого обывателя. При установке специальной программы устройство готово выполнить вышивку любого формата и модификации. К современному оборудованию ученицы уже успели привыкнуть, а оттачивать полученный ранее навык и закреплять «пройденный материал» им предстоит, усердно поработав некоторое время швеями.

– В текущем году на базе нашего УПК будет организована вторичная занятость для пятерых девочек 14 лет,– делится Александр Осипенко.– Они будут приняты официально на работу, им изготовят страховые свидетельства, и первый трудовой стаж они получат именно в нашем учреждении.  За семь неполных рабочих дней юным швеям предстоит пошить 25 комплектов постельного белья для нашей дошкольной группы. Этот вид деятельности –полностью на добровольной основе: принуждать никого не нужно было, так как девочки сами изъявили желание потрудиться на благо своего учреждения, да еще и заработать себе на карманные расходы.

О своем намеренье приобщиться к профессии швеи некоторые ученицы поделились с корреспондентом  «ВЧ», скромно рассказав о своих достижениях и трудностях на первых порах.

Дарья Фролова:

– Первые навыки швейного дела я получила в школе. Поначалу сложно было совладать с педалью скорости. Пробовала даже вышивать, думаю и дальше учиться шить.

Диана Белая:

– Я тоже первые стежки научилась делать в школьной мастер-ской. Что-то для меня нелегко далось, а что-то без особых проблем. Планирую продолжить обучение. Это интересное и полезное дело.

Ксения Шашкова, активная участница олимпиад по трудовому обучению:

– Я третий год обучаюсь швейному делу. Первые самостоятельные мои изделия были – фартук и салфетка. Если честно, то сначала было трудно понять, как обращаться с машиной, и видеть свои ошибки, исправлять их.

Включилась в разговор учитель трудового обучения Инна Милянкова:

– Свои первые навыки по шитью я получила, когда училась в СШ № 1 г. Черикова. С тех пор дома, в быту успешно пользуюсь швейной машиной. Я ремонтирую одежду, шью постельное белье и многое другое. Как учитель-предметник прививаю любовь к труду и учащимся. К слову, девочки очень стараются в работе, у них есть большое желание освоить эту науку, ведь эти навыки им могут пригодиться в жизни. Они уже шили для себя личные вещи, те же косметички. А когда мы приступили к пошиву фартуков, ученицы приносили старые юбки и перешивали их в новое изделие. Это говорит о том, что у них уже сложился стереотип того, что не нужно выбрасывать старые вещи, можно дать им новую жизнь.

Александр Осипенко также признался, что у него есть опыт шитья на швейной машине:

– Перешивал сиденье и чехлы для мотоцикла на швейной машине, также дома шили чехлы для мягкой мебели, так что знаю об этом деле не понаслышке.

К слову, это далеко не все полезные дела, которым в школе уделяют должное внимание. Здесь также знают, как мобилизовать все силы на решение поставленных задач и воплощения задумок. Инициативный коллектив  и его руководитель прикладывают все усилия, чтобы УПК был не только педагогическим учреждением, а еще и местом воплощения различных идей.

Как все начиналось

До 2016 года ГУО «Лобановкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа» мало чем отличался от подобных ему учреждений образования. Четыре года назад коллективу и его директору Александру Осипенко пришла идея попытать свои силы и возможности, чтобы изменить работу комплекса в несколько другом направлении. Именно в том году состоялся дебют – участие в проекте по линии Глобального экологического фонда «Мастерская местных экологических инициатив для развития микрорегионов», реализовавшегося Международным фондом развития сельских территорий. От УПК  была подана первая заявка на участие в конкурсе  инициатив, и она прошла как от микрорегиона, однако финансирования не получила.

Вторая попытка была сделана в 2017 году — учреждение стало партнером проекта «Зеленая экономика сада – реинвестиции в развитие деревни», который реализовывался Краснопольским местным фондом развития «Старт-Восток» и предполагал закладку двух питомников, один из которых расположился на территории УПК. Во время работы данной программы успешно заложили питомник плодово-ягодных культур на площади 0,4 гектара. Закупили подвои,  саженцы кустарников малины, смородины, ежевики. Купили мотокультиватор с полным комплектом навесного оборудования, сетку для ограждения.

На втором этапе конкурса инициатив в рамках проекта «Мастерская местных экологических инициатив для развития микрорегионов» в 2017 году после устранения недочетов и упущений инициативы «Мастерская Ecowood», «Развитие питомника плодово-ягодных культур» и «Школа энергоаудита» прошли и получили финансирование по 2 тысячи долларов США на каждую.

– Инициатива «Мастерская Ecowood» позволила нам доукомплектовать столярную мастерскую оборудованием, ручным инструментом, нужными материалами,– констатировал директор УПК.– Благодаря этому мы изготавливали из древесины и ее отходов деревянные игрушки, развивающие игрушки по системе Марии Монтессори и многое другое. Вторая инициатива «Развитие питомника плодово-ягодных культур» позволила оборудовать питомник системой капельного полива, закупить оборудование для небольшого инфоцентра, ручной инструмент, мотокусторез и цифровую метеостанцию.

В рамках «Школы энергоаудита» были приобретены  тепловизионная камера, планшет, мини-компьютер для обработки данных, которые позволили обнаруживать утечки тепла в здании, устранить их и переключиться на новый уровень. А это уже касалось замены проточного трехфазного водонагревателя, потребляющего 15 кВт/ч, на однофазный накопительный объемом 150 литров, который потребляет всего 2,5 кВт/ч. В результате такой замены оборудования учреждение  экономит около 2000 кВт/ч. в год. Позаботились и о рациональном использовании воды. Для этого заменили «неэкономные» водопроводные краны на современные однорычажные с аэраторами.

На базе ГУО «Лобановский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа» воплотилась в жизнь очередная инициативаСледующим этапом проектного развития для учреждения стал конкурс инициатив в рамках проекта «Экомониторинг», финансируемый Программой развития ООН, общий бюджет конкурса составил 1 млн. евро, а  на каждую инициативу выделялось около 100 тыс евро. В партнерстве с Краснопольским, Славгородским и Быховским районами была подана заявка от Краснопольского местного фонда развития «Старт-Восток», и она прошла.

– Данный проект называется «Зеленая экономика сада для будущего деревни»,– делится новыми достижениями Александр Осипенко.– Предполагается закупка саженцев декоративных кустарников– туи, можжевельника, барбариса и многих других, а также многолетних цветов. Мы будем заниматься выращиванием, размножением и дальнейшей реализацией этого посадочного материала. Еще планируем закупить посадочный материал винограда. Для этого мы расширили питомник на 20 соток, разработав новые участки. Сейчас ведется их ограждение. В связи с пандемией заболевания, работы откладываются, но, надеемся, что питомник заложим нынешним летом, поскольку саженцы продаются с закрытой корневой системой, соответственно, их можно сажать вплоть до середины лета.

А еще стоит напомнить нашим читателям, что в Лобановском УПК в минувшем году появился новый объект – теплица в 130 м2, которую подарили итальянские партнеры, установив и торжественно открыв ее.

В планах инициаторов трудиться и дальше в заданных направлениях.

– На данный момент заканчивается 2-й конкурс местных инициатив, мы прошли первый этап, —  делится новыми итогами работы директор УПК. — В планах  — дальнейшее развитие питомника, создание большого инфоцентра с выделением помещения. Планируем оборудовать мастерскую по обучению технике холодной ковки: есть желающие освоить это мастерство.

Осмысляя масштаб и объем работ, мы поинтересовались у руководителя, как и когда удается справляться со всем объемом  работ.

– На каждый класс выделено по 1 часу в неделю общественно-полезного труда, который входит в тарифную сетку, — подытоживает Александр Васильевич. — Младшие дети занимаются легким трудом, тем же ремонтом учебников. А вот ученики после пятого класса с удовольствием участвуют в уходе за питомником. Они выходят на прополку, собрать мусор от обрезки саженцев. Для них – это жизненный урок, когда они видят свой результат работы начиная от высадки саженцев. Они наблюдают, как деревца развиваются, насколько они подросли. Ребята активно принимали участие в черенковании саженцев, размножении смородины. С учениками 5-6-го класса был заложен маточник клоновых подвоев. Он начал разрастаться, и к осени из них вырастут полноценные саженцы. Для детей весь этот процесс был настолько интересен, что никого не нужно было принуждать, они стремятся сами внести свою лепту в это дело. За питомник отвечает Инна Милянкова, которая и координирует работу на школьном участке.

А еще напоследок Александр Осипенко отметил, что все воплощенные в жизнь идеи – устойчивая база развития учреждения. Один проект плавно перетекает в другой и дает новые возможности на перспективу. Словом, останавливаться на достигнутом коллектив и его идейный вдохновитель не собираются.