Лариса Снигирева — педагог-юбиляр Лобановской школы

0
125

«Раннее утро. По проселочной дороге идет человек. Что же заставило его подняться в такую рань?..» Этими строками начиналось сочинение на вступительном экзамене в педагогический вуз героини нашей сегодняшней статьи, ветерана труда Ларисы Снигиревой. Она помнит его до сих пор, не только потому что в его основе лежит  судьба ее дяди (ветерана Великой Отечественной войны, в последующем педагога),  ставшего прототипом лирического героя сочинения, но с ним связана и ее собственная жизнь. Оно для нашей героини словно дверь между мечтой и реальностью — быть учителем.

Имеет оно особое значение, потому что поступала молодая абитуриентка на ту специальность, для которой важен не столько багаж знаний выпускника, сколько «способ движения» его мысли, умение высказаться и донести свое видение темы до окружающих. Одним словом, пробовала свои силы выпускница, тогда еще Майорова, Чериковской СШ на филологический факультет Могилевского педагогического института.

В итоге, сдав четыре экзамена, Лариса Борисовна стала на шаг ближе к своей мечте — быть педагогом, оказавшись в числе студентов, поступивших на заочную форму обучения. Почему не очная? Ответ прост: молодую девушку подвел немецкий язык. Получив оценку в четыре бала, при конкурсе 7 человек на место было тяжело рассчитывать на дневную форму обучения. За счастье был сам факт учебы в институте на желанной специальности — русский язык и литература.

Первые мысли о том, что семикласснице Ларисе стоит в будущем пробовать свои силы в гуманитарной направленности, высказала ее учительница в школе Раиса Николаевна Юденич.

— Помню, мы писали сочинение на вольную тему и настолько меня захватил процесс. Сейчас я понимаю, что это было вдохновение. А моей отличительной особенностью было то, что писала я подобного рода работы без черновика. К слову, и выпускное, и вступительное сочинение писала тоже сразу в чистовик, — рассказывает Лариса Борисовна. — Так вот, после того как учительница проверила наши «произведения», она и сказала, что мне стоит выбирать профессию гуманитарного профиля. Так, оно, собственно, и получилось.

Поступив в институт, Лариса Борисовна сразу же стала работать в школе, но сперва не в той, которой она отдала всю свою жизнь, о которой до сих пор говорит, как о родном доме, а о коллективе, как о семье.  Первое место работы нашей героини — Шароевская восьмилетняя школа, где она на протяжении 2 лет трудилась пионервожатой. И только после реорганизации этой школы, молодого педагога на такую же должность перевели в Лобановскую среднюю школу, которая и стала той самой, единственной, родной и любимой в трудовой биографии Ларисы Снигиревой. И сама деревня (сейчас агрогородок) стала любимым местом для жизни. Ведь именно здесь она познакомилась с мужем, с которым прожила уже 40 лет, именно здесь выросли ее дети и расположился уютный, со всеми удобствами, собственный дом.

— Честно признаюсь, вся моя жизнь была посвящена школе, — искренне говорит педагог-ветеран. — Работала шесть дней в неделю, а в седьмой — планы писала. Собственными детьми в большинстве своем занимался муж. Классы были большие, дети разного уровня. Подспорья в виде компьютеров, интернетов у нас не было. Все от руки, с головы. Хорошо, если методички толковые.

Но ни капли нареканий на свою школьную жизнь  в голосе нашей собеседницы мы не услышали. Единственное, самую малость проскальзывала нотка неудовлетворенности от того, что в школе на уроках, особенно, литературы, она учила детей понимать и различать, что такое добро и зло, что хорошо, а что плохо, пыталась донести принципы гуманности, справедливости, взаимопомощи, объяснить, насколько должны быть ценными такие понятия, как любовь и дружба, а в жизни, как известно, не всегда все эти высокоморальные принципы, которые прививаешь детям, работают на все 100. Но вряд ли в этом есть вина педагога, да  тем более такого, с которым нам посчастливилось пообщаться, можно сказать, патриота своей профессии. Тут скорее вопрос выбора: став взрослым, человек сам определяется, какую «позицию» ему занять, к какой стороне прильнуть…

И тем не менее поводов для гордости у Ларисы Борисовны предостаточно. В первую очередь это, конечно же, ученики. Такие разные, интересные, увлеченные.

— В мои последние годы работы ко мне в класс из городской школы пришла девочка, — рассказывает педагог. — Отзывы о ней были, мягко говоря, не очень положительные. Думалось всякое. Но она оказалось совсем не тем ребенком, о котором мне рассказывали, а доброй, отзывчивой девочкой, не отличницей, но прилежной ученицей. До сих пор поддерживаю с ней отношения. Это я к чему? Думая о таких «неудобных» детях, все чаще соглашаюсь с мыслью замечательного мудрого педагога Шалвы Амонашвили: «Это не дети трудные, а трудные учителя».

Есть среди учеников Ларисы Борисовны и те, что пошли «по ее стопам», став педагогами-филологами. Это Светлана Царева и Галина Силенкова. Обе сейчас живут и работают в Могилеве.

Гордится ветеран педагогического труда и тем, что коллектив, в котором ей выпало трудиться 42 года (весь педстаж составляет 44 года) — это не просто педагоги, работающие каждый сам на себя, а команда единомышленников, друзей, которые всей своей относительно небольшой командой работают на результат. Так было всегда, и сейчас, уверена наша собеседница, эти принципы лежат в основе труда педагогов лобановской школы.

— Когда я только перешла в Лобановку, поддержку и помощь мне оказала бывшая пионервожатая  Тамара Ивановна Вигуро, — вспоминает педагог. — Всегда могла обратиться к ней с вопросом либо за помощью. Поэтому в дальнейшей своей работе сама всегда старалась помочь молодым педагогам, которые только начинали свою деятельность.

Подтверждение  этих слов —  Диплом 1 степени в районном конкурсе на лучшего наставника для молодых специалистов, который заслуженно был вручен Ларисе Борисовне в 2013 году. К слову, это лишь один из дипломов большой коллекции различных грамот, благодарностей нашей героини. Эту традицию — быть отмеченной за свой качественный, добросовестный подход к выполнению заданий в учебе или работе — она начала еще со школьной скамьи, будучи комсоргом в классе. Большое количество грамот относится ко времени, когда Лариса Борисовна вела активную идеологическую работу в качестве пионервожатой в школе (это 8 лет ее трудовой биографии). На различных уровнях: районном, областном, республиканском — не единожды отмечались ее трудовые успехи и преданность делу.

— Но, если честно, — признается нам педагог-ветеран, — я, пожалуй, слишком самокритична, чтобы признать, что все всегда делала безукоризненно. И мне свойственны были ошибки. Вполне вероятно, что какими-либо неосознанными действиями обижала других людей, за что искренне сейчас прошу меня простить. Главное, ведь помнить и ценить не то, что было, а то, что есть — сегодня, сейчас. Жаль, что, понимаешь это поздно.

Сложно не согласиться с Ларисой Борисовной. Ведь именно прожитые годы позволяют делать ей выводы, которые мы, молодежь, и даже люди среднего возраста, просто обязаны брать на вооружение и руководствоваться ими в повседневной жизни. Да и как можно не послушать человека, которому сегодня исполняется ровно 65 лет. И это прекрасный повод закончить нашу статью искренними поздравлениями в связи с такой красивой, юбилейной датой.  Все самые добрые и теплые слова благодарности и наилучших пожеланий адресует Ларисе Борисовне совет ветеранов педагогического труда. Коллеги-педагоги желают ей крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, оптимизма, благополучия и счастья. И мы, конечно же, присоединяемся к этим поздравлениям.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

16 − тринадцать =