«Квартирный вопрос»: потери энергии и плата за тепло

0
33

— Василий Викторович, каждому из наших читателей, который проживает в квартире или имеет в собственности жилье в многоквартирном доме, будет интересно знать, почему этот Указ вообще принят и для чего он нужен?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться минимум на полвека назад и вспомнить 70-е года прошлого столетия, когда «панельный бум» (период массового возведения типовых панельных или кирпичных многоквартирных жилых домов с малогабаритными квартирами  — прим. автора) дал возможность многим семьям шанс на собственное жилье с удобствами. В те времена в приоритете была скорость возведения домов, показатели энергопотребления являлись второстепенными. Со временем выяснилось, что слабой стороной этих до сих пор достаточно прочных и востребованных домов является повышенное потребление тепловой энергии (почти в два раза!) по сравнению с новостройками и домами, возведенными в последние десятилетия. Эта проблема пока не так волнует владельцев квартир, которые оплачивают только 20 % от полной стоимости тарифа на отопление. Однако не нужно забывать, что стоит четкая задача постепенного доведения тарифов до уровня окупаемости затрат на их оказание. И если говорить о тарифах на водоснабжение, канализацию и другие жилищно-коммунальные услуги, то они уже находятся на уровне, обеспечивающем практически полное возмещение затрат. Так, у нас в районе по водоснабжению субсидии государства составляют  20 %, по водоотведению — 30 %. Поэтому уже сейчас прорабатывается вопрос модернизации старого жилфонда с целью дальнейшего снижения в первую очередь энергетических затрат. И  Указ №327  — одна из действенных мер в этом направлении.

— Тема, на которую мы с Вами сегодня беседуем, была вынесена дополнительной на один из Единых дней информирования, проходивших в районе. И у многих владельцев квартир возник закономерный вопрос: «Почему граждане должны еще что-то оплачивать, ту же модернизацию, если они оплачивают коммунальные услуги, в которых в том числе имеется графа «за капитальный ремонт»?

— А все потому что не стоит понятие «модернизация» сравнивать с «капремонтом». Между ними есть существенное различие. В этом случае важно понимать, что включает в себя капитальный ремонт и почему отчисления на него не могут пойти на модернизацию и повышение энергоэффективности многоквартирных домов.

Капитальный ремонт жилого дома в первую очередь направлен на восстановление основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем, утраченных в процессе эксплуатации. То есть при осуществлении капремонта выполняются только те виды работ, которые касаются мест общего пользования и систем, обслуживающих весь жилой дом. К слову, регламентирует данную норму Постановление Совета Министров № 324, где четко прописаны и источники финансирования работ в рамках капитального ремонта.

Что же касается тепловой модернизации жилфонда в рамках Указа № 327, то ею предусмотрена реализация целого ряда мероприятий, выполнение которых невозможно при проведении только лишь капитального ремонта. Например, утепление конструктивных элементов здания (стены, крыша, чердачное перекрытие, перекрытие над подвалом и другие), реконструкция и техническая модернизация системы отопления в домовладениях (замена панельной системы отопления на радиаторную, установка термостатических и балансировочных устройств системы отопления); устройство приборов индивидуального учета и регулирования тепловой энергии (термостатических регуляторов) и многое другое. Понятно, что ряд подобных работ будет проводиться непосредственно в квартирах самих жильцов, а это уже выходит за рамки понятия «капитального ремонта».

— Какие дома первостепенно попадают под действие Указа № 327? И на каких условия возможно проведение модернизации в том или ином доме?

— Безусловно, это те дома, которые стоят в очереди на проведение капитального ремонта. Одновременное проведение капремонта и модернизации даст возможность повысить эффективность программы капитального ремонта за счет доведения зданий до состояния «практически новых», а также обеспечить синергетический эффект и экономию средств за счет одновременного проведения капитального ремонта и тепловой модернизации, так как проектно-сметная документация будет разработана за счет средств, предусмотренных законодательством на капитальный ремонт.

К слову, специалистами коммунальника составлена и ведется сводная таблица по многоквартирным домам всего жилого фонда района, где в том числе прописан показатель G, определяющий энергозатратность дома. Если он превышает число 200, то здание считается  энергозатратным и включается в число тех, которые подлежат модернизации.

Указом предусмотрено, что граждане добровольно принимают решение об участии в энергоэффективных мероприятиях. Для принятия положительного решения на общем собрании участников совместного домовладения необходимо согласие квалифицированного большинства (более двух третей) собственников от их общего количества. Решение, принятое на общем собрании, является обязательным для исполнения всеми собственниками.

— Василий Викторович, а что касается оплаты? Как она будет производиться? Есть ли какие-то конкретные цифры? 

— После проведения модернизации собственникам жилья на оплату выполненных работ будет предоставлена рассрочка на 10 лет и субсидия от государства до 50 %. Граждане возместят лишь половину от всех затрат. Все работы по реализации энергоэффективных мероприятий первоначально будут выполняться за счет бюджетных средств, а граждане начнут возмещать затраты только после их реализации, то есть после окончания всех работ по модернизации их дома.

Также Указом предусмотрены меры, которые защитят социально уязвимые семьи, семьи с низким доходом, семьи, которые ухаживают за пожилыми людьми и людьми с инвалидностью, а также все другие домохозяйства, которые в какой-то период времени попадут в непростую жизненную ситуацию. Одна из таких мер — возможность рассрочки платежа до 15 лет.

Также здесь поможет программа безналичных жилищных субсидий, которые будут предоставлены домохозяйствам, если на оплату «жировки» (без превышения нормативов потребления) с учетом выплат за проведенную тепловую модернизацию у них будет уходить более 20% дохода (для городских домохозяйств) или 15% дохода (для домохозяйств в сельской местности).

О каких-то конкретных цифрах речь может идти только после того, как жильцы определятся с теми видами работ, которые они захотят произвести в своем доме. В данный момент ведутся более детальные расчеты сумм ежемесячных платежей для среднего домохозяйства с учетом рассрочки оплаты, субсидии от государства и в зависимости от выбранного комплекса энергоэффективных мер

Уже сейчас нами проводятся встречи с жильцами, во время которых мы более подробно рассказываем им о возможностях Указа, его применении и ожидаемом эффекте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 − три =