В последнее время автора очерка начинает то ли  огорчать, то ли умилять какое-то многократное воспроизведение того, что написано в книге «Память», к созданию которой он имел непосредственное отношение. Поэтому автор в который раз напоминает уважаемым читателям, что эта книжка отнюдь не исследование, не научная работа, а сборник материалов, нередко компилятивных, совсем не похожих на, условно говоря, «истину в последней инстанции».

Ну вот, к примеру, написано в историко-документальной хронике «Память», что Охорский монастырь существует аж с 12 века, значит, считают многие, это так и есть.  Следовательно, опять повторяется эта байка в разных сочетаниях.  Ну не так это! Автор,  опираясь на документы, несколько раз сей вымысел опровергал и, в связи с этим просит тех, кто пишет о названии нашего города, опираться не на фантазии, а на приемлемые гипотезы. И  в том числе рекомендует перестать воспроизводить, в качестве фундаментальной, версию Жучкевича о происхождении названия нашего города.

Нам всем надо очень осторожно относиться к имени нашего города в первую очередь потому, что название обладает значительным познавательным потенциалом, воспитывает любовь и уважение к родному краю, его прошлому и настоящему, является существенной частью духовного наследия. Топоним (с греческого «имя места») «Чериков», как и другие географические названия, выражает определенный исторический опыт. Поэтому автор надеется, что заинтересованный читатель, ищущий с помощью родного названия ответ на вопрос «С чего начинается Родина?», найдет в этом очерке полезную для себя информацию.

При изучении топонима «Чериков», прежде всего, хочется выяснить его первоначальный,  истинный смысл, происхождение, то есть установить его этимологию. Однако для многих топонимов существует так называемая народная этимология, когда объяснение дается в упрощенной, наивной форме, а иногда и вовсе противоречиво. Ярким образцом такой народной, насквозь придуманной топонимики является предание о том, что название городу дала императрица Екатерина II. Якобы она, проезжая по городу,  во время остановки в нем услышала чириканье птиц, и царице так понравилось птичье чириканье, что она повелела назвать город Чириковым.

Легенды, конечно, штука интересная, но это уж запредельно. Императрица, действительно, проезжала через город 20 января 1787 г. Однако, по свидетельству одного из ее спутников, был такой лютый мороз, что птичкам было не до чириканья. Эта легенда сродни бытующему до сих пор преданию о том, что парк между присутственными местами и казначейством, что напротив бывшего Дома культуры, велела разбить эта же царица. На самом деле парк был заложен значительно позднее,  в середине XIX в. Любопытно, что в числе тех, кто придерживается этой версии, находятся и учителя, в том числе и истории. Но, помилуйте, наш город как «Чириков» упоминает в своем письме своему сыну Алексею царь Петр 1, находившийся в наших местах во время Северной войны еще в 1708 г! А Екатерина Великая навестила Чериков через 80 лет после будущего первого императора России.

Такое объяснение названия является типичным примером фальсификации. В письменных памятниках название Чериков встречается в различных вариантах, начиная еще с 1507 года. Надо учесть и то, что на картах XVI-XVIII вв., в других источниках наше поселение называется по-разному: Черяково, Чаракова, Чересов, Черегов, Чириков, — и это нормально, так как эволюция топонимов — естественное явление.

Попробуем обобщить и другие толкования происхождения названия нашего города. Напомню читателю о том, что в книге «Память», точнее в подборке А. Щербатова из этого издания, сообщается с опорой на книгу В. А. Жучкевича «Чаму так названа», что название города «происходит, возможно, от славянского термина примитивного земледелия «чертало, чертить, черик». Жучкевич эту версию выдвинул еще в 70-е годы минувшего столетия.

И тут же Щербатов опровергает это предположение, вытягивая откуда-то за уши предание о том, что в древности высокий правый берег реки Сож облюбовали славяне, которые устроили здесь причал для лодок, «или, как их тогда называли, «чериков». И, как заведенные, стали после этого повторять, что поселение Чериков означает «место скопления лодок». Однако, сколько я ни прочесывал разноообразные словари, но слова «черик» в современом значении «лодка» ни в одном из них не нашел. Таким образом,  это предположение является также наивным, потому что в старорусском языке нет такого синонима слова «лодка». Но, поскольку эта точка зрения озвучена в книге «Память», ее постоянно, как мантру, повторяют и используют в разнообразных публицистических материалах. Но это только версии, которые ее авторы, скорее всего, бездоказательно выдвинули, чтобы найти в тот период объяснение ойконима «Чериков». Однако у нас это прижилось и считается аксиомой.

Вместе с тем больше всего веселит и в то же время возмущает вольное обращение с топонимикой некоторых граждан, время от времени выступающих в печати, которые объясняют этимологию ойконима «Чериков», мягко скажем, весьма своеобразно, говоря о том, что название нашего города происходит от сочетания «чирик овец», которое возникло после нашествия монголо-татар.

Всерьез относиться к таким изысканиям не стоило бы, но настораживает то, что это «открытие» повторяется в других печатных материалах. Так вот, любителям легенды о том, что в стародавние годы «злые татары» здесь собирали дань в виде овец и тут же им резали головы, хочу сказать, что нет ни одного документа, который бы подтверждал то, что в наших краях были монголо-татары, а также крымские татары.

И дань никогда здесь не собирали, потому что во времена Золотой Орды наши земли входили в состав Великого княжества Литовского. Что же касается урочища Чериковец, расположенного на западном выезде из города, то его название появилось значительно позднее и вытекает из топонима «Чериков». Поэтому эта легенда, как, впрочем, и многие другие, выеденного яйца не стоит.

Интересным является предположение одного из топонимистов Яшкина, что в основе названия лежит слово «черик» (так назывались постные лепешки, которые выпекали монахи и раздавали верующим по праздникам). Если учесть, что в наших краях издавна существовал монастырь, то эта версия имеет право на существование.  Между тем  поселение под названием Чериков возникло задолго до основания монастыря. Поэтому, скорее всего, автор выдвинул это предположение, основываясь на созвучии слов  «черик» и «Чериков».

Заслуживающей внимания гипотезой происхождения названия города является та, согласно которой в основе термина «Чериков»  лежит корень «черы», «чиры». Так в древности местные жители, которые занимались сбором меда диких пчел,  называли  лесные борти. Однако и это предположение основано только на созвучии слов.

Высказывается и точка зрения, согласно которой название нашего города происходит от имени Черик, образованной на основе тюркского слова «черик» (воин, войско). Это слово и сегодня распространено в тюркских языках. (Справка: Черик — киргизское племя в отделе Тагай, относящееся к племенам правого крыла, проживало на Тяньшаньском нагорье к югу от Иссык-Куля. По легенде этноним «черик» происходит от болезни «чер», которая поразила родоначальника племени). Носителем такого имени мог быть как далекий предок из тюрков, так и славянин, получивший имя за свою храбрость. Между прочим, словам «храбрый», «ловкий» соответствует тюркское слово «чирик». Если считать Черика реальной личностью, необходимо согласиться с тем, что он был предводителем той славянской общины, которая основала городище Чериков. Нельзя исключать, что Черик олицетворял предка (прародителя) здешних радимичей. В книге Ненадовца «Легенды и предания Могилевщины» даже есть целая новелла, посвященная происхождению названия нашего города, связанная с этой легендой. Таким образом, гипотеза происхождения названия нашего города от имени собственного «Черик» весьма  правдоподобна.

Между тем более всего близкой к правильной является гипотеза происхождения названия нашего города, суть которой состоит в следующем. Ойконим Чериков произошел от славянской основы «черик», означающей «кривой». Если учесть, что в период своего основания у Черикова русло реки петляло, и сейчас здесь есть искривленные озера, то эта гипотеза убедительна. В названии Чериков вычленяется словообразовательная основа Черик, которую можно считать как гидронимической, связанной с водными ресурсами, так и антропонимической, имеющей происхождение от имени собственного.

В прошлом на левом берегу Сожа на восток от сегодняшнего Черикова находилась старица реки (озера) Черик («кривое озеро»). Даже если ойконим Чериков связывать не с предполагаемым гидронимом (название водных объектов), а с  антропонимом (название от имени людей) Черик (Чериков – «город Черика»), то и этот антропоним надо понимать как «кривой» или «горбатый». Кстати, Черик мог быть не реальным человеком, а мифологическим существом, и в таком случае он воплощает представление о кривизне как созидательном начале. В древности кривизна и вытянутость мыслились как базовые понятия в отношении к Вселенной в целом и каждой ее реалии по отдельности, в том числе  и воды. Извечная кривизна – это форма проявления жизненной силы, это – особенность и признак жизни. Именно поэтому мифологический первочеловек и божественный предок у разных народов мог носить имя Кривой. Очевидно, что антропоним Черик является именно таким именем.

Таким образом, если суммировать все имеющиеся гипотезы, наиболее жизнеспособной, более всего имеющей научное обоснование, и в то же время прозаичной, никак не легендарной является последняя гипотеза.

И да, уважаемый читатель, автор рекомендует не забывать, что поток времени уносит все дела людей и топит их в водах Леты без разбора. Поэтому надо помнить, хранить и передавать эту память, сбережение которой и есть в какой-то мере продолжение нашей жизни. Жизнь наша продолжается в памяти нашей о предшественниках.  А те, кто за нами последует, тогда будет помнить о нас.

Василий МАКСИМЕНКО,

педагог-организатор  ГУДО «Чериковский центр детского и юношеского

туризма, краеведения

и экскурсий».

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

один × три =