Человек, посвятивший всю свою жизнь педагогике и своим ученикам — Татьяна Гончарова.

0
726

Еще будучи студенткой, я часто слышала от нашего преподавателя по педагогике одну известную фразу, которую она повторяла регулярно: «Только личностью воспитывается личность, только характером воспитывается характер». А затем начинала подробно нам, зеленым, объяснять принципы педагогики. Поработать по специальности мне пришлось недолго, но, к моему счастью, на пути встретились именно такие мастеровитые коллеги, которых эта фраза характеризовала, как нельзя лучше…

Однако и сейчас, благодаря нынешнему роду занятий,  мне везет на знакомства, встречи и общение с такими людьми. Один из них — Татьяна Гончарова. Человек, посвятивший всю свою жизнь педагогике и своим ученикам, и ни на секунду об этом не пожалевший.

К слову, наше знакомство с Татьяной Николаевной произошло задолго до момента написания  о ней статьи. Поводом  послужило ее замечательное стихотворение «Учителем замкнулся б круг…», которое она прочла в прошлом году на встрече  молодых педагогов с ветеранами труда в преддверии праздника — Дня учителя. Ее выступление оставило тогда у многих неизгладимый след, а правдивые рифмованные строки о выборе учительской стези вызвали у закаленных профессией ветеранов слезы. Впоследствии оно было напечатано в районной газете.

Настал черед и вас, дорогие наши читатели, познакомить с этой очень разносторонней личностью — замечательным педагогом, грамотным переводчиком, отменной мамой и бабушкой, которая, ко всему прочему, пишет стихи. Вот сколько граней у нашей сегодняшней героини. О каждой расскажем по порядку.

Родом из Норков

Родилась Татьяна Николаевна в семье Венгеровых в деревне Норки Чериковского района, в мае  1955 года. В семье на тот момент растили и воспитывали старшего брата нашей героини, а затем на свет появилось еще две сестры.

— Семья была самой обыкновенной, — вспоминает свои детские годы Татьяна Николаевна. — Мама всю жизнь была домохозяйкой, папа трудился зоотехником, ветеринаром. В принципе ничего примечательного, если не считать, что все мы, дети, в семье были отличниками и хорошо учились. Так как у нас с братом была разница в возрасте всего в три года, вся моя учеба проходила практически вместе с ним и была под строгим его контролем. Он вообще с самого детства был особенным ребенком: все всегда  у него было «по полочкам», все всегда по распорядку.

Кстати,  сейчас наш земляк и брат Татьяны Николаевны Виктор Венгеров трудится в Национальной академии наук Беларуси. Его выдающаяся личность заслуживает особого внимания, поэтому его историю мы расскажем в ближайшем будущем.

— Сначала мы с ним окончили Норковскую восьмилетнюю школу, — продолжила свой рассказ педагог, —  а затем в 9-10 класс ходили в веремейскую школу. Конечно, и я, и он могли бы после 8 классов пойти учиться, как сейчас говорят, в колледж, но тяга к знаниям была сильна, и мы хотели поступить в высшие учебные заведения.

Не расценивали брат и сестра и как преграду к обучению тот факт, что ходить в школу нужно было пешком, преодолевая в любую погоду расстояние в 7 километров в одну сторону. Согласитесь, сложно представить, как бы это делали современные дети. И о питании в школе, тем более бесплатном, речи тогда не было. Только в 10 классе, по словам нашей героини, им начали давать на одной из перемен стакан чая.

От медицины к педагогике

Плавно мы перешли к беседе о мечтах и выборе профессии.

— С 8 класса я видела себя  медиком. Честно говоря, даже не могу объяснить почему. Крови я боялась,  — признается Татьяна Николаевна. — А моя лучшая подружка хотела стать учителем. И уже на пороге окончания школы я так же сделала выбор в пользу педагогической стези.

Несмотря на то, что наша героиня окончила школу с золотой медалью, сдала вступительные экзамены: два — на четыре и два — на пять, ей не хватило этих баллов, чтобы в первый год поступить на желаемую специальность в Минский государственный педагогический институт иностранных языков.  Запредельный конкурс не дал возможности пойти учиться сразу. Но стремление к учебе, которое является одним из главных качеств целеустремленной личности и стойкого характера, снова оказалось сильнее всех преград. И неуспешный год в поступлении после школы был обращен в плюс:  Татьяна Николаевна  активно занялась самообразованием и заочно окончила подготовительные курсы при «инязе». В итоге она стала студенткой этого и тогда, и  до сих пор одного из самых престижных вузов.

«Иностранным языком

владеть —

Это значит быть богатым

в наши дни»

— Раз вы были отличницей, значит все предметы в школе давались в принципе легко.  Почему именно иностранный язык?

— Особую любовь к этому предмету (а именно немецкому языку, тогда английскому не учили в школе) мне привила педагог норковской школы Татьяна Пантелеевна Никитенко. Именно ее примеру последовала и я.

Скажем больше, ученик превзошел своего учителя. Ведь поступила Татьяна Николаевна на факультет английского языка, но владеет двумя: и немецким, и английским. Да и со специальностью ей повезло. Ей удалось, за время обучения в вузе получить их не одну, а сразу две.

— Мы попали под эксперимент.  Помимо изучения иностранных языков (английского и немецкого), мы посещали военную кафедру, где нас обучали военному делу. Первые два курса мы учились азам военной профессии: стреляли из оружия, маршировали по плацу, проходили строевую подготовку и т.д. С третьего курса  мы основательно занимались военным переводом. По итогу мне, как и моим однокурсникам, присвоили специальности: «Учитель английского и немецкого языка» и «Военный переводчик». Вот так я окончила  по сути гражданский институт в звании лейтенанта.

«Любимый мой, как мне тебя сегодня не хватает.

Я в мыслях вновь с тобой,

 и от того душа моя пылает»

Предшествовало этому знаменательному событию в жизни молодой красивой девушки-студентки Татьяны Венгеровой еще одно — не менее важное. После окончания 4 курса она заново познакомилась со своим будущим мужем — Александром Гончаровым. К слову, одним из выдающихся людей, который внес впоследствии огромный вклад в развитие спортивного и физкультурного движения на Чериковщине. На протяжении 29 лет он возглавлял спортивную школу в Черикове, которую смог вывести на новый уровень — ей был присвоен статус школы олимпийского резерва. И на протяжении долгого времени ее воспитанники защищали честь родной Беларуси на различных олимпийских и международных соревнованиях.

Почему заново? Потому что знали Александр и Татьяна друг друга с детства, были одноклассниками, но на то время кроме учебы в школе их больше ничего не связывало. Посмотрели молодые люди друг на друга другими глазами только спустя некоторое время после окончания школы, а точнее — через пять лет, и было это в 1977 году. Появилось то особое чувство, которое навсегда соединило их вместе. В том же году они создали свой семейный очаг.  И пусть супруга уже 11 лет нет рядом с Татьяной Николаевной и их общими детьми, но память о нем, как неугасаемый огонь, горит в их сердцах.  Ему, навечно любимому и единственному, она до сих пор посвящает свои стихи…

«Сегодня радуются

 все единству,

Ведь школа нам,

как отчий дом»

Замужество стало той причиной, по которой  молодому педагогу-лейтенанту через год было суждено вернуться для начала своей трудовой деятельности  в Чериков. 1 сентября 1978 года она встретила с педагогами и учениками Чериковской средней школы (сейчас — СШ №1).

— Жить школьной жизнью мне было очень интересно, — с неподдельным откровением говорит собеседница. — У меня никогда не было проблем с учениками, всегда чувствовала поддержку коллег. Особенно таких опытных мастеров своего дела, как Ларисы Трофимовны Карпенко и Регины Антоновны Антиповой. Через пару лет работы и первого декретного отпуска (у четы Гончаровых родился сын Владимир  — прим. автора), когда меня молодую и неопытную поставили на должность заместителя директора, они оказали мне неоценимую помощь своими мудрыми советами.

Безусловно, первое время на ответственном «посту» было тяжело, но для молодого учителя это была хорошая закалка. Однако после второго декретного отпуска (в 1986 году родилась дочь Людмила) Татьяна Николаевна приняла решение идти работать в новую, только возведенную СШ № 2 г. Черикова. Основным аргументом «за» стало то, что дети, согласно месту жительства семьи Гончаровых, относились к этому учебному заведению. Но приступила она к работе в школе уже обычным  учителем английского языка, и это было осознанное решение. Вместе с тем ее активная жизненная позиция, которая проявилась еще в детстве  — Татьяна Гончарова  была не только отличницей в школе и вузе, но и успешной спорстменкой, комсомолкой, а еще занималась танцами, — не позволила быть только учителем. На счету — многочисленные выступления «за школу» в коллективах художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, дважды избрание в депутаты городского, и единожды — районного Советов депутатов.

«Ну а сегодня так хочу

побыть я вместе с вами,

Моими дорогими

и любимыми учениками»

Всего же школе отдано 39 лет жизни. После выхода на заслуженный отдых в 55 лет Татьяна Николаевна продолжала работать учителем еще на протяжении 7 лет.

Когда попросили рассказать о наградах трудового пути, оказалось, что их не так уж и много: несколько Почетных грамот районного уровня,  одна областная и министерская. Но не только их можно отнести к наградам педагога. Успешность детей, которых учила Татьяна Николаевна, их дальнейшая возможность реализовать себя, звонки и сообщения с благодарностью от них и их родителей — стоят гораздо дороже любых, самых высоких, похвал. Их успехами оценивается уровень мастерства педагога.

Немного о детях и внуках

Состоялась наша героиня и как мама, о чем свидетельствуют  достижения и ее собственных детей. Сын Владимир, окончив среднюю школу № 2 г. Черикова, поступил в Академию МВД, успешно окончил и ее. Впоследствии преподавал в родной «альма-матер». Затем 10 лет отслужил в штабе Министерства внутренних дел. После ухода на пенсию, который случился с матерью в один год, занялся бизнесом. Сейчас живет в Минске. Несмотря на «всю строгость» выбранной профессии, Владимир всегда был, как и мама, лириком в душе. Он тоже пишет стихи.

Людмила  в профессиональном плане пошла по  стопам мамы, окончила  факультет иностранных языков МГУ имени А.А. Кулешова. Так же, как и мама, на 4 курсе вышла замуж. Вместе с мужем-военным живет в Могилеве. Осчастливила не только его, но и свою маму, подарив внучку и внука.

Самый маленький Владислав родился в последний год работы бабушки.

— Я признаюсь, боялась того времени, когда пришлось бы расстаться со школой навсегда,  — говорит Татьяна Гончарова. — Но мой уход мне скрасил внук. Когда он родился, я уехала на полгода к дочери. Помогала ей за ним присматривать. Конечно, 1 сентября, когда мне не нужно было идти в школу, сердце екало. Но теперь эта тяга к школе, детям, их задорному смеху, родному классу и школьным партам несколько поутихла. Я рада тому, что моя жизнь была именно такая — «учительская», активная, наполненная, благодаря выбранной профессии, смыслом. Ни о чем не жалею…

«Как люди здесь живут.

Я не готова

Все взвесить, перенять, сравнить»

После слова «была» я не смогла не удержаться, чтобы не поправить Татьяну Николаевну:

— Она ведь и есть такая. Вы ведь, насколько известно, еще и заядлая путешественница.

— Да, вы правы. Так сложилось, что впервые я попала за границу, когда случилась авария на Чернобыльской АЭС. Тогда я первый раз выехала в качестве переводчика с группой детей на оздоровление в Германию. Там познакомилась с одной немецкой семьей и езжу теперь к ним в гости летом каждый год. Этот, к сожалению, из-за пандемии станет исключением.

В самом начале нашего разговора, когда педагог рассказывала о выборе профессии, она вспомнила свой школьный учебник по немецкому, где были нарисованы баварские дома в стиле «фахверк». Они настолько завораживали ее в детстве, что с тех пор она стала мечтать о том, чтобы когда–нибудь побывать в тех местах, где их строят.

— Моя мечта сбылась. А потому я уверена, что обязательно нужно мечтать.

Поинтересовались мы, а не хотела бы наша героиня остаться жить в Германии навсегда?

— Мне нравится там отдыхать, но жить — я бы не смогла. Там все другое, отчасти, чуждое мне. И способ общения людей друг с другом, и менталитет, и, конечно же, традиции. Да, там есть достаток, в том числе у педагогов. Но уклад жизни значительно отличается от нашего. Для меня поездка в Германию — возможность отдохнуть, увидеть своих немецких друзей.

Частые поездки в Тюрингию, замечательное знание немецкого языка наложили свой отпечаток и на лирическое творчество Татьяны Николаевны. В ее увесистом блокноте со стихами есть произведения и на немецком языке, которые, уверена, оценили ее за-граничные друзья.

Наши поздравления

А мы же очень рады тому, что в свое время она после долгих раздумий все-таки пришла к нам в редакцию и поделилась своим творчеством. А теперь еще и поведала свою историю жизни, богатую на события, интересные знакомства и любовь учеников и собственных детей.

Совсем недавно у Татьяны Николаевны был юбилей. В ее 65 лет совсем не хочется называть ее ветераном, столько в ней энергии и сил.

И сама Татьяна Николаевна в одном из своих стихов пишет:

«День рожденья — только раз в году.

Жаль, что не бывает оно чаще.

Слезы радости сдержать я не могу,

 От земной любви, что меда слаще.

Люди шлют послания тебе.

Радости, здоровья все желают,

Очень трудно все сдержать в себе,

За спиною крылья вырастают.

Хочется вдруг бабочкою стать,

Облететь весь мир желанный.

 Можно даже звездочку достать

В день такой весенний, долгожданный.

Розы, хризантемы шлют друзья,

Значит праздник удался на «пять».

Грустным тебе быть совсем нельзя.

Хочется счастливым быть опять».

Мы желаем, чтобы все чувства, переданные в этом стихотворении, Татьяна Николаевна испытывала раз от разу и не только в день рождения,  чтобы каждый год прибавлял ей не седин и морщинок, а мудрости, чтобы продолжать смотреть на этот мир такими же счастливыми глазами, как сейчас.

P.S. В качестве рифмованных подзаголовков использованы отрывки из стихов Т. Гончаровой.